Как меняется новорожденный

Содержание

Развитие новорожденного ребенка по месяцам: как развивается младенец до года — в 1, 2, 5, 6 и 7 месяцы

Как меняется новорожденный

/ Новорожденный / Развитие новорожденного ребенка по месяцам от рождения до года

Первый год – важнейший этап в жизни каждого ребенка. Малыш растет, развивается, знакомится с окружающим миром, приобретает необходимые навыки.

Чтобы родители были уверены, что их ребенок растет и развивается в соответствии с возрастом, они должны знать, как должно происходить развитие новорожденного по месяцам в норме. Именно об этом и пойдет речь в статье.

1 месяц

Первую неделю своей жизни младенец значительную часть времени проводит во сне. Таким образом, происходит адаптация к новым условиям жизни. Начиная со второй недели периоды бодрствования удлиняются.

К концу первого месяца грудничок уже фокусирует свой взгляд на яркой игрушке, прислушивается к разговорам и пытается произносить первые звуки. Различает голос мамы: услышав мамину речь, радуется, что проявляется активными движениями ножками и ручками. Подробнее о 1 месяце новорожденного →

2 месяц

Младенец уже относительно хорошо держит голову, а лежа на животике, опирается на предплечья. Лучезарно улыбается взрослым, поворачивает головку на звук, пытаясь найти его источник глазами.

В развитии речи начинается довербальный период или период «гуления», когда крошка начинает издавать звуки «агу», «абу» или «уа». Подробнее о втором месяце жизни новорожденного →

3 месяца

Малыш в этом возрасте уже не только уверенно держит голову, но и легко переворачивается со спины на бок и наоборот.

Грудничок узнает лица родных, улыбается им, при общении смеется, воркует, гулит и ведет диалог. Попадает ручками по игрушкам, висящим над кроваткой, пытается захватывать их и попробовать на вкус. Подробнее о третьем месяце жизни новорожденного →

4 месяца

Грудничок делает попытки перевернуться со спины на животик, при поддержке взрослого может сидеть. Совершает осознанные действия с предметами: бросает, берет, стучит, облизывает. У него уже появляются первые любимые игрушки.

В речи появляются первые слоги, которые крошка неосознанно складывает в слова: «ма-ма-ма», «та-та-та» и «ба-ба-ба». Подробнее о развитии 4 месячного ребенка →

5 месяцев

Развитие ребенка 5 месяцев продолжается. Малыш уже быстро переворачивается со спины на животик и наоборот, делает попытки в самостоятельном сидении, подтягивании туловища при помощи рук. Его действия становятся более целенаправленными: он соединяет руки, отталкивает мяч, захватывает его и т.д.

Дифференцированно реагирует на взрослых: пугается и вздрагивает при виде незнакомых, лепечет и хохочет при общении с близкими. Подробнее о развитии 5 месячного ребенка →

6 месяцев

Шестимесячный ребенок делает попытки сесть без помощи взрослых, подползает к заинтересовавшему его предмету, делает попытки встать возле опоры. Активно занимается с игрушками: бросает их, перекладывает из руки в руку, из одного места в другое и т.д.

Речевое развитие ребенка 6 месяцев продолжается: появляются первые подражания типа «ав-ав», «би-би» и др. Малыш уже улавливает причинно-следственные связи: оттолкнул предмет – он упал, нажал на кнопочку – зазвучала музыка и т.п. Подробнее о развитии 6 месячного ребенка →

7 месяцев

Физическое развитие ребенка 7 месяцев: малыш самостоятельно сидит, держась за опору, становится и стоит, уверенно и быстро ползает в любых направлениях. Он уже пытается пить из чашки и есть с ложки, знает значение некоторых слов: можно, нет, нельзя, названия действий и игрушек.

Малыш проявляется привязанность к маме: плачет, когда мама уходит, радуется при ее появлении. Очень любит рассматривать книжки, переворачивать странички, у него появляются первые любимые картинки. Подробнее о развитии 7 месячного ребенка →

8 месяцев

Восьмимесячный малыш хорошо стоит, делает попытки сделать первые самостоятельные шаги возле опоры. Он хорошо ориентируется в пространстве, знает, где находятся его игрушки, показывает их месторасположение кивком головы или рукой. Может выполнить простые поручения: принеси, подай, открой и т.д.

Он уже умеет соединять части матрешки, нанизывать кольца пирамидки, накрывать крышками коробочки. Очень любит танцевать, топать ножками, хлопать в ладошки. Подробнее о 8 месячном ребенке →

9 месяцев

Ребенок уверенно сидит, активно ползает, ходит, держась за опору. Активно проявляет свои эмоции, отношение к происходящему: плачет, если мама выходит из комнаты, смеется при виде новой игрушки, вырывается, если ему что-то не нравится, например, если мама чистит ему ушки.

Криком и плачем выражает свое возмущение, добивается желаемого, манипулирует взрослыми. Начинает проявлять самостоятельность в процессе принятия пищи и одевания. Речь малыша продолжает развиваться, однако его первые слова понятны пока только родителям. Подробнее о развитии 9 месячного ребенка →

10 месяцев

Ребенок продолжает познавать мир: прислушивается к звукам, присматривается к предметам и людям, пытается подражать их интонации и действия. Уверенно ходит, придерживаясь за опору, иногда отпускает опору и удаляется от нее на несколько шагов.

Любит танцевать, залазить на невысокие предметы и слазить с них. Ему нравиться играть с игрушками, этому занятию он может посвятить 10-15 минут. Знает, как использовать игрушки по назначению: куклу – качать, машинку – катать и т.д. В речи появляются новые слова: «ам-ам», «дай», «на» и т.д. Подробнее о режиме дня 10 месячного ребенка →

11 месяцев

Ребенок самостоятельно передвигается, старается все элементарные действия выполнять самостоятельно: пить из чашки, кушать ложкой и одеваться.

Выполняет просьбы взрослых, вроде, «дай», «положи», «возьми» и т.д. Понимает, когда поступает плохо, а когда хорошо. Знает, чего хочет, а чего нет, и выражает это кивком головы или ее качанием.

В речи появляются новые слова, которые соотносятся с людьми, животными, предметами, действиями: «пи-пи», «ням-ням» и др.

12 месяцев

Малыш уверенно ходит, сидит, ползает. Он научился бросать предметы и делает это с удовольствием. Перекладывает из руки в руку предметы, может удержать в одной ладошке сразу несколько мелких предметов. Он очень любопытен: везде лезет, все берет и до всего дотягивается.

Малыш с удовольствием познает мир, прислушивается к новым звукам, экспериментирует с предметами: стучит ложкой по тарелке, дергает за веревочку игрушку, высыпает содержимое из баночки и т.д.
В его речи появилось 10-15 слов, правда, произносит он их, коверкая, но члены семьи его прекрасно понимают.

Как видно, развитие новорожденного ребенка в первый год его жизни происходит стремительно. Кажется, совсем недавно это был крошечный беспомощный младенец, а теперь стал вполне самостоятельным человечком со своими желаниями и потребностями.

Не стоит расстраиваться, если развитие вашего младенца по месяцам не много не совпадает с общепринятыми нормами. Он обязательно наверстает упущенное, и главная задача родителей, помочь ему в этом.

о новорожденных детях

Советуем почитать: Как лечить насморк у грудничка и что делать, если у 6 месячного ребенка появились сопельки

Источник: https://moirody.ru/newborn/razvitie-novorozhdennogo-po-mesyacam.html

1 неделя жизни: добро пожаловать в мир, малыш!

Едва появившись на свет, кроха сразу попадает в чужую для него среду, на адаптацию к которой еще нужно время. Поэтому первостепенная задача родителей — максимально облегчить этот период для младенца.

Как развивается кроха, и что нужно знать родителям?

Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам

Физические параметры ребенка 1 недели: рост, вес, норма стула, питание, фото

  • Внешне малыш еще далек от красавца-пупса: лицо может быть несимметричным, красным или даже синеватым, опухшим (это пройдет в течение недели).
  • Окружность головы в этот период достигает 32-38 см. Форма головы напрямую зависит от течения родов. При ягодичном предлежании это будет чуть приплюснутая макушка и выдающийся затылок, при головном вы увидите слегка вытянутый в овал череп, после кесарева сечения будет правильная форма. Форма головы вернется к норме к концу недели, при внутриутробной деформации сформируется за 2-4 недели.
  • Кожные покровы отличаются краснотой (эритема), которая исчезнет на 5-6 день. Если пятна возвышаются над кожей (ангиомы), не помешает консультация доктора. Возможно шелушение кожи с 3-5 дня (животик, грудь). Нормальным считается и желтый оттенок кожи. Он пройдет тем быстрее, чем раньше вы приложили ребенка к груди (если желтуха не проходит, то обращайтесь к врачу) . Пройдут сами и белые прыщики, имеющиеся на личике (свидетельство гормональной перестройки). Бледная кожа после рождения пускай станет поводом для тревоги! Возможные причины могут состоять в кислородном голодании, последствиях родовой травмы, надпочечниковой недостаточности, анемии или пороке сердца.
  • Глазки должны быть одного размера, выделения должны отсутствовать. Плачет малыш пока без слез, они появятся к 3 неделям. Веки могут быть опухшими и покрасневшими.
  • Слизистая рта должна быть розовой, чистой и влажной. Белесоватый налет (небо, слизистая щек) говорит о молочнице. Рекомендации по лечению дает только педиатр.
  • Пупочная ранка к 7 дню высыхает и сужается. Это значит, что младенца уже можно купать. Если ранка продолжает мокнуть, посоветуйтесь с врачом.
  • Тонус мышц повышен. Со временем он ослабнет, одновременно увеличится интенсивность движений ручек и ножек. Если малыш, просыпаясь, потягивается, с мышечными функциями все в порядке.
  • Потовые железы еще не до конца развиты. А вот к 7 дню жизни можно будет заметить их гиперфункцию, которая заключается в сильном потоотделении (больше на шее и голове).
  • Кровеносные сосуды крохи расположены очень близко к коже (из-за отсутствия подкожного жирового слоя). За счет этого она и обретает столь странный «цвет новорожденного».
  • На крыльях носа и самом кончике иногда встречается просовидная сыпь (бледно-желтые точки). Она пройдет самостоятельно.
  • Тело младенца покрыто тоненькими волосиками (лагуно), пуха поубавится через 2 недели. Количество волос на голове беспокоить не должно. Потому что это первый «пух», который скоро сменится другими волосами.
  • Размер большого родничка должен составлять 1-3 см. Можно заметить его пульсацию.
  • Частота сокращений сердечка крохи составляет 100-175 уд/мин., до 200 бывает при плаче или сосании, до 100 может достичь во время сна или дефекации.
  • Частота дыхания новорожденного составляет 30-50 раз в минуту.

Нормы веса и роста

  1. Для крохи 1 недели жизни средний вес равен 2600-4500 г.
  2. Первые дни после рождения малыш теряет в весе (это нормально) 200-300 г.

    При потере массы тела более чем на 7-10 % следует обратиться к врачу.

  3. С 3-5 дня ребенок начинает набирать по 20 г в сутки, до 200 г в неделю.

  4. Рост малыша на 1 неделе равен 45-55 см, и существенно не меняется.

Норма стула и мочеиспускания

  • В первые 0-3 суток выделяется меконий, то есть густой «смолянистый» стул без запаха, темно-зеленого цвета.
  • С 2-3 дня формируется стул кислого запаха и желтоватого цвета, бывает 4-5 раз в сутки.
  • У младенца на искусственном вскармливании запах стула весьма резкий, а частота составляет 1-2 раза в день.
  • На 3-4 день возможно расстройство стула (стерильность маминого животика в прошлом, организм «заселяется» микробами), это нормально. Явление должно пройти через пару дней. Но консультация у врача не помешает, чтобы исключить кишечную инфекцию. Также понос может вызвать смесь, которая просто не подходит малышу.
  • Частота мочеиспусканий составит 4-6 раз в день в первые двое суток (и 8-13 бывает у недоношенных), с увеличением частоты к концу 1 и началу 2 недели до 15-20 раз в сутки. Суточное количество мочи к концу недели составляет 200-230 мл.

Питание малыша в возрасте 1 недели

  • Каждое кормление ребенок может съедать разное количество молока. Прибавка в весе зависит от того количества молока, которое усвоил организм, и от частоты/количества мочеиспусканий и стула. Взвешивать каждый день не имеет смысла, поскольку вывод будет более объективен при взвешивании раз в неделю, без одежды.
  • К середине недели малыш должен съедать 200-300 мл в сутки (20-60 г за кормление), к концу недели — 400 мл в сутки (50-80 г за раз).
  • Метод кормления зависит от мамы, то есть по требованию или по расписанию. Кормление по расписанию означает еду строго по часам (каждые 4 часа), по требованию — это когда малыш сам дает понять, что уже проголодался. Педиатры рекомендуют кормить по требованию. Это позволяет увеличить лактацию, снизить риск мастита, наладить контакт с крохой. Правда, приучать ребенка к кормлению каждые полчаса не следует.

Рефлексы крохи на 1 неделе жизни

  1. Защитный рефлекс
    При выкладывании крохи на животик, он рефлекторно поворачивает головку в сторону.
  2. Рефлекс Моро (испуг)
    При громком внезапном звуке либо при резком перемещении малыша в пространстве он выгибает спину дугой, раскидывает ножки-ручки и иногда кричит.

  3. Рефлекс Бабинского
    При надавливании пальцем на подушечку стопы ребенка пальцы на его ножке сгибаются. При «штриховом» раздражении стопы, наоборот, пальцы разворачиваются «веером».

  4. Рефлекс опоры
    Младенец сразу поднимает ножки, едва коснувшись стопами твердой поверхности, и автоматически делает шаг.
  5. Сосательный рефлекс
  6. Хватательный рефлекс
    Наблюдается при надавливании на ладонь малыша, и он сразу и сильно обхватывает пальцы.

  7. Рефлекс Галанта (с 5-6 дня)
    Если провести по спинке крохи, вдоль позвоночника, он выгибается дугой.
  8. Поисковый рефлекс
    Если погладить уголок рта малыша, то произойдет опускание губы, поворот головы к раздражителю и отклонение языка.

    Надавливание на серединку верхней губы приводит к открытию рта.

  9. Хоботковый рефлекс
    При касании пальцем губ малыша, наблюдается вытягивание губ вперед.

Мама должна насторожиться

, если кроха спит, вытянув вдоль тела ручки и ножки, не реагирует на свет или не выражает сосательного рефлекса!

  1. Фокусировать взгляд на расстоянии 5-15 см.
  2. Держать головку до нескольких секунд.
  3. Смыкать ручки и пальчики (непроизвольно).
  4. Непроизвольно улыбаться.
  5. Проявлять оживление при появлении мамы, папы.
  6. Различать свет и темноту. Реакция на слишком яркий свет выражается в моргании или закрывании глаз.
  • Зрение крохи в 20 раз слабее, чем у родителей, то есть нечеткое и расплывчатое. Малыш может видеть только очертания предметов, и то, не дальше 30 см от глаз.
  • Он уже отличает красные или блестящие предметы, способен следить глазами за их движением.
  • Более всего новорожденного 1 недели привлекают овальные формы и предметы в движении с обилием блестящего или красного.
  • Людей «в лицо» кроха пока не узнает, маму «чует» по запаху и голосу.
  • Слух младенца развит в этом возрасте сильнее зрения. С учетом «практики» внутриутробной жизни, его не пугают близкие и далекие шумы, которые он уже способен отличать.
  • При шепоте, звучащем над постелью спящего ребенка, он ворочается и моргает.
  • Ребенок узнает речь близких людей, к голосу матери остается более чувствительным. Хотя голос отца узнает лучше из-за его низкого звучания.
  1. Чувство вкуса появляется с рождения. Сладкое успокаивает, горькое/соленое действуют возбуждающе.
  2. Обоняние. Запахи ребенок начинает различать сразу после рождения. Яркий пример — мгновенный поворот головы, когда рядом мамина грудь с молочком.
  3. Осязание. Малыш чувствителен к обращению с собой, касаниям. Жестами и касаниями его можно возбудить и успокоить.

Согласно исследованиям по изучению деятельности мозга новорожденных детей, он активен и далек от состояния абсолютного покоя. Электрическими сигналами в процессе отдыха охватываются те области мозга, которые вовлечены в моторику, слух и зрение.

Конечно, независимо от того, что вы говорите крохе 2-3 дней от роду, он не поймет смысла ваших слов. Но вот интонацию вычислит предельно четко.

Более того, чем чаще и интенсивнее с малышом общаться, показывая, рассказывая и объясняя все, что происходит, тем быстрее он будет развиваться.

Еще в животике у мамы ребеночек все слышит и чувствует, а к концу беременности и появлению на свет запас понимаемых им слов уже существенно шире. Тесное общение с малышиком до и после родов ускоряет развитие его мозга и усиливает мыслительный процесс.

Сколько должен спать малыш в 1 неделю жизни?

У малышей 0-7 дней график сна примерно одинаков. Если ребенка не беспокоят проблемы со здоровьем или внешние раздражители, то общая длительность его сна в сутки составит 16-18 часов.

Сон в этом возрасте прерывист, не более 3 часов подряд. Чередуется он с паузами на кормление и бодрствование.

Основные правила

  • Влажная уборка в детской комнате 2 раза в день и не менее 5 проветриваний по 15 минут.
  • Поддержание постоянной комнатной температуры 20-22 градуса, умеренного освещения и тишины в доме.
  • Использование натуральных тканей для одежды и белья младенца, допустимых для кипячения, отсутствие грубых швов.
  • Стирка белья совершается только детскими средствами и после кипячения проглаживается с 2 сторон, а испачканное белье ребенка хранится отдельно от взрослого.
  • Во избежание раздражения вестибулярного аппарата, не рекомендуется постоянно укладывать малыша спать в коляске. Подушка ему не нужна совсем.
  • Уход за пупочной ранкой должна осуществлять приходящая патронажная медсестра ежедневно в течение всей недели.
  • Ежедневный туалет младенца проводят ежедневно перед кормлениями, начиная с подмывания (под проточной водой) и умывания личика теплой кипяченой водой (можно с помощью тампона). Далее следует обработка глаз (стерильным тампоном, от наружных углов глаз к внутренним), туалет носа (ватными жгутиками), туалет ушей (обтирание влажной салфеткой и смазывание заушных складок детским кремом), обработка складочек в паховых и подмышечных областях. Также подмывание осуществляют после каждой испачканной или обмоченной пеленки.
  • Слизистая рта требует ухода только при появлении молочницы. В этом случае обработка осуществляется стерильным тампоном, смоченном в растворе (стакан кипяченой воды/1 ч/л 2% соды), каждые 3 часа, до кормления.
  • Вся посуда и пустышки малыша подвергаются кипячению в обязательном порядке после каждого использования. Хранение показано в стерильном контейнере с закрытой крышкой.
  • Первое купание новорожденного совершается только после того, как заживет пупочная ранка (с 7-10 дня после рождения), если нет противопоказаний (5-7 минут, до вечернего кормления, в кипяченой воде).
  • Прогулки рекомендуются с 2-3 недель, поэтому в недельном возрасте разрешается совершать только по 15 минут променада на балконе, дважды в день. При условии, что температура воздуха на улице составляет не ниже -5 градусов.
  • Гимнастика и массаж разрешены со 2 недели жизни.

Как общаться, играть и развивать ребенка на первой неделе от рождения

В этом возрасте с малышом особо не поиграешь.

Специалисты советуют…

  1. Петь крохе ласковые песни, колыбельные.
  2. Включать классическую, спокойную музыку.
  3. Обращаться к малышу по имени.
  4. Звонить над кроваткой тихим, высокого звука колокольчиком, уводя его в сторону (пусть малыш следит за ним глазами).

  5. Дуть (нежно) на носик, ручки или ножки, чтобы малыш чувствовал маму, ее касания, тепло. Поглаживать ребенка при переодевании и во время воздушных ванн.

Игрушки сейчас — не главное.

Достаточно музыкальной карусели или развешанных над кроваткой погремушек красного яркого цвета (диаметром 6-8 см), с нерезким звуком, с разным звучанием для развития слуха малыша.

Поделитесь с друзьями:

Источник: http://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/razvitie-novorozhdennogo-na-pervoj-nedele-posle-rozhdeniya-dobro-pozhalovat-v-mir-malysh-2.html

Развитие ребёнка от рождения до 1 месяца

В жизни этого человека будут сотни месяцев и десятки лет, однако ПЕРВЫЙ месяц — это четыре недели особой ответственности и внимания родителей, это тридцать дней новых ощущений и узнавания этого мира малышом, новых необычайных впечатлений и переживаний мамы и папы.

Физическое развитие

В жизни этого человека будут сотни месяцев и десятки лет, однако первый месяц — это четыре недели особой ответственности и внимания родителей, это тридцать дней новых ощущений и узнавания этого мира малышом, новых необычайных впечатлений и переживаний мамы и папы. Это месяц, когда новая жизнь в прямом и переносном смысле вливается в ваш дом. В родильном доме, как выстрел стартового пистолета, раздается крик нового гражданина нашей планеты. Старт дан, и впереди — марафонская дистанция длиною в жизнь.

В период первого месяца после родов малыша принято называть новорожденным. Только родившись, после нелегкого первого вдоха и оглушающего родового катарсиса, органы и системы малыша начинают активно адаптироваться к внеутробной жизни.

Сразу в роддоме, по правилам, в первые 12 часов жизни, новорожденному делают первую в жизни вакцинацию против вирусного гепатита, в течение 3–7 дней — прививают против туберкулеза (БЦЖ).

Следующей прививкой будет повторная вакцинация против гепатита В в возрасте 1 месяц.

Значительно перестраивается система кровообращения, стремительно разрушаются красные кровяные клетки с плодовым типом гемоглобина (его еще называют фетальным), теперь неактуальные для организма, активизируется иммунная система, решают свои первые проблемы почки, пищеварительная и эндокринная системы ребенка, а его кожа, дыхательные пути и кишечник впервые сталкиваются с ранее незнакомыми им микробами.

Возможно, что в первую неделю после родов ребенок потеряет около десяти процентов массы тела. Это следствие адаптации организма новорожденного к внеутробной среде.

Родителям не следует паниковать и волноваться в этой связи. В дальнейшем малыш быстро восстановит и наберет массу.

В первую неделю весь организм новорожденного работает с большим напряжением, а более стабильное и спокойное состояние наступает только к началу второй недели. 

Первый месяц малыш значительную часть суток (до 20 часов) проводит во сне. Новорожденный, как правило, спит в позе лягушки, то есть лежа на спине, с согнутыми в локтях и поднятыми вверх ручками и с ножками, согнутыми в коленных суставах и раздвинутыми в стороны. 

У новорожденного в этот период различают пять состояний сна: 

  • глубокий сон, когда малыш абсолютно расслаблен, медленно и ровно дышит, глаза закрыты и лицо расслабленно; 
  • неглубокий сон, когда у ребенка более учащенное, не совсем ровное дыхание, возможно подергивание рук и ног, можно различить, как двигаются глазные яблоки под веками; 
  • дремотное состояние, возникающее во время кормления или перед засыпанием, характеризующееся полузакрытыми глазами; 
  • бодрствование, когда малыш активен, совершает движения всем телом, руками и ногами; 
  • плач, обозначающий, что у новорожденного дискомфортное состояние, например, он голоден, напуган или мокрый.

В первый месяц у малыша наблюдаются следующие особенности моторики — лежа на животе, он пытается приподнимать голову, а иногда ему даже удается удержать ее в таком состоянии несколько секунд. За первых тридцать дней новорожденный прибавит к своей изначальной массе около 600 граммов и вырастет приблизительно на 3 сантиметра, окружность головы увеличится на 1,5 – 2 сантиметра.

В первый месяц очень важно наладить кормление ребенка 

Очевидно, что наилучшей пищей для него является материнское молоко. В первые дни жизни ребенка количество молока у женщин постепенно увеличивается, но у некоторых (особенно у первородящих) это увеличение недостаточно. В этой связи актуальны рекомендации врачей по стимуляции лактации.

Одним из главных способов стимуляции лактации является более частое прикладывание ребенка к груди при первых признаках беспокойства ребенка. Этот способ называют «режимом свободного вскармливания» или «кормлением по требованию». Таким образом, у некоторых мам получается 10–12 кормлений за сутки.

Важно правильно вкладывать сосок в рот малыша — он должен захватывать весь околососковый кружок. Установлено, что основной объем грудного молока ребенок высасывает за первые 5 — 10 минут кормления.

Однако есть дети, которые быстро устают, засыпают у груди, их необходимо побуждать к сосанию, легко похлопывая по щечкам, вынимая изо рта и вновь вкладывая сосок. При сосании младенец заглатывает не только молоко, — вместе с питательной жидкостью поступает и воздух, от которого малыш стремится избавиться.

Поэтому процедура срыгивания, когда выходят излишки накопившегося воздуха, является очень важной. При грудном вскармливании срыгивание оптимально через каждые 5 минут (или при перемене грудей) и через каждые 50 г при кормлении из бутылочки.

Обычно это делается тремя способами — вертикально на вашем плече, вниз лицом на ваших коленях или в сидячем положении, — и совсем неплохо попробовать все три способа, чтобы определить, какой из них больше всего подходит вам и вашему ребенку.

Вздутие живота, кишечные спазмы, «колики» — частые спутники первых месяцев жизни даже у практически здоровых детей.

Домашние способы помощи ребенку при этих состояниях: легкий массаж животика по часовой стрелке; вертикальное положение на руках у взрослого или так называемый контакт «кожа к коже» — малыш кладется животиком на обнаженную грудь матери, полулежащей в кресле, сверху прикрывается одеялом, мама поглаживает его по спинке; использование газоотводной трубочки, выкладывание малыша на живот на 3–5 минут, прием плантекса (содержащего в своей основе укроп). Все эти способы позволяют предотвратить «колики», способствуя выведению газов из кишечника.

Очень важный момент первых недель жизни ребенка — заживление пупочной ранки. При выписке из роддома в обычные сроки (пятый — седьмой день) полностью зажить пупочная ранка не успевает.

Традиционно принято обрабатывать пупок раствором бриллиантового зеленого (зеленкой). И делать это надо ежедневно, до тех пор, пока ранка не станет полностью сухой утром при туалете ребенка и вечером после ежедневного купания.

Пока корочка не отпала, рекомендуют добавлять в воду при купании слабо-розовый раствор марганцовки, настой ромашки или зверобоя. Температура воды для купания 37–37,5°С, продолжительность купания — не более 5–7 минут. Если у ребенка появляются выделения из пупочной ранки или покраснение и припухлость пупочного кольца — нужна консультация врача.

К врачу следует обратиться также, если корочка с пупочной ранки не отпадает по достижении ребенком возраста 14–15 дней.

Психическое развитие

Адаптации малыша к внеутробной среде способствуют врожденные рефлексы. Некоторые из них исчезают в первые месяцы жизни, другие трансформируется в приобретенные рефлексы, выходя на уровень сознания.

Такие врожденные рефлексы, как рефлекс чихания, вздрагивания, моргания, зевоты, коленные рефлексы сохраняются у малыша на всю жизнь.

В период первого месяца жизни у ребенка выделяют семь основных рефлексов:

  • Хватательный — проявляется во время поглаживания или легкого касания ладошки ребенка. Рефлекторно малыш схватывает и удерживает все, что касается его ладони.
  • Поисковый — малыш поворачивает головку, если касаются или поглаживают его щёчку. Этот рефлекс является необходимой составляющей инстинкта поиска пищи и питания.
  • Сосательный — у малыша заметны сосательные движения губ, если провести вокруг рта пальцем или соской. Сосательный рефлекс так же, как и поисковый, прочно связан с инстинктом питания.
  • Рефлекс Бабинского — при проведении пальцем по внешнему краю стопы пальчики ноги расходятся в разные стороны вместе с поворотом стопы.
  • Рефлекс Мора — новорожденный разводит и сводит руки и ноги, реагируя на громкий и внезапный звук.
  • Рефлекс Бабкина — при надавливании малышу на ладонь он поворачивает голову и открывает рот.
  • Плавательный рефлекс — малыш совершает движения, подобные плавательным, если положить его на живот.
  • Рефлекс Ходьбы — новорожденный совершает движения, имитирующие ходьбу, если поддерживать его под руки так, чтобы он касался ножками какой-либо поверхности.

Как развиваются органы чувств в этот период? 

Многие новорожденные к середине второй недели жизни умеют удерживать в поле зрения движущийся предмет, например, яркую погремушку диаметром около десяти сантиметров.

Если на расстоянии 40–50 см от лежащего на спине малыша поместить яркую игрушку и начать медленно перемещать ее вправо-влево, то ребенок на несколько секунд фиксирует игрушку взглядом.

Малыш трехнедельного возраста обычно уже способен фиксировать взглядом более или менее крупные неподвижные предметы, например, лицо мамы или папы.

Если приблизиться к лежащему на спине новорожденному на расстояние 40–50 см и привлечь его внимание разговором, а потом замолчать, оставаясь неподвижным, малыш тоже замрет, внимательно вглядываясь в ваше лицо. К четвертой неделе движения глазных яблок малыша уже более плавные и координированные.

Несколько слов об органах слуха 

В середине второй недели жизни на громкий резкий звук, источник которого находится вне поля зрения ребенка, ваше чадо отреагирует вздрагиванием и миганием. К третьей неделе жизни новорожденный придает звукам внешней среды гораздо большее значение. Звуковые раздражители интенсивно учат его головной мозг принимать первые решения.

К концу четвертой недели жизни малыши обычно радуют мам и пап не только прогрессирующим улучшением работы органов зрения и слуха. Необычайно приятным бывает обнаружение первых положительных эмоциональных реакций малыша на родительское присутствие.

Четырехнедельный новорожденный способен улыбаться! Наиболее вероятно, что первая улыбка ребенка будет ответом на многократные ласковые обращения к нему. Чем больше вы будете улыбаться малышу, тем скорее он ответит вам аналогичным образом.

В целом важно родителям в семье сохранять положительный эмоциональный фон, не конфликтовать при ребенке, не выяснять отношений. Новорожденный впитывает всё, как губка, и чувствует до нюансов психологический климат вокруг. Сейчас малыш требует ласкового общения.

Нельзя недооценивать сенсорные возможности новорожденного.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/cr/cr0

Переходные состояния новорожденных

В течение первых дней и недель жизни младенец переживает ряд переходных состояний, которые перестраивают его организм к новому способу существования. Их также называют транзиторными состояниями новорожденных. К ним относятся:

1. Потеря веса

Все новорожденные в течение первых нескольких дней жизни в норме теряют до 10% от веса при рождении. Это происходит независимо от размеров плода и от срока, на котором родился малыш.

Связано это с тем, что во время родов, как реакция на стресс, запускается механизм усиленного обмена веществ.

Организм младенца начинает активно выводить большое количество жидкости, а адекватного источника ее восполнения не будет, пока у матери не придет молоко.

Первые два-три дня после рождения малыш расходует «резервные запасы» энергии, которые были заготовлены еще внутриутробно в виде подкожного жира на некоторых участках тела. К 10-му дню жизни доношенный ребенок полностью компенсирует потерю веса, недоношенный — к 14-му дню.

Если новорожденный не теряет вес, это может говорить о задержке жидкости в организме и о возможной патологии мочевыводящей системы. Такая ситуация требует медицинского контроля.

2. Нарушение теплообмена

Во время беременности организм ребенка существовал в условиях стабильной температуры окружающей среды порядка 38 градусов и у него не было нужды самостоятельно поддерживать температуру тела. После рождения ситуация меняется, перестраивается круг кровообращения и запускаются процессы терморегуляции, которые, в силу своей незрелости, могут давать сбои.

Малыши с трудом удерживают постоянную температуру тела, очень чувствительны к перепадам температуры окружающей среды. В первые дни после родов вы можете наблюдать у ребенка синие ладошки, стопы или носогубный треугольник (когда малыш сосет грудь или после купания).

Периодически могут наступать моменты легкого переохлаждения или перегрева. Отслеживать их можно по состоянию ступней, ладошек и теменной области головы — именно через эти места происходит наибольшая теплоотдача.

Первые несколько недель температура тела новорожденного может составлять 37 градусов, это нормально.

3. Гормональный криз

Гормональный криз это состояния новорожденных, обусловленные воздействием материнских гормонов на организм ребенка. К ним относят:

  • Мастит новорожденных. Он встречается у детей обоего пола и выражается в припухлости молочных желез. Возможно выделение капелек молозива. Выдавливать его не нужно. Мастит проходит самостоятельно и может продолжаться до 2-3 недель. В отличие от патологического мастита, он не сопровождается болезненностью молочных желез и повышением температуры тела.
  • Набухание половых органов
  • У девочек первых дней жизни могут возникать менструальноподобные выделения из влагалища. Объем таких выделений не превышает одной чайной ложки, продолжаются они, как и обычная менструация, 3-5 дней.
  • Также у девочек может наблюдаться транзиторный вульвовагинит. Это обильные слизистые выделения из половых путей. Они не причиняют ребенку дискомфорт и не вызывают воспаление.

4. Транзиторные состояния кожи

  • Простая эритема. Это покраснение кожи новорожденного, которое возникает через 6-12 часов после родов. Обусловлено оно привыканием кожи к контакту с воздухом и должно пройти к концу первой недели жизни.
  • Шелушение. Часто встречается у малышей, родившихся после 42-й недели беременности. Проходит через 1-2 недели после рождения.
  • Токсическая эритема.

    Это пятна размером с маленькую монетку с серовато-желтыми уплотнениями в центре. Возникают на конечностях, вокруг суставов и на груди в первые сутки после рождения и проходят через 2-3 дня. Не влияют на состояние здоровья ребенка, однако могут зудеть. Поэтому одежда ребенка должна быть мягкой, неплотно прилегающей к телу.

  • Сальные кисты (милии) — напоминают юношеские прыщи с белыми головками. Выдавливать их не нужно. В случае, если кожа вокруг прыщиков воспаляется, могут применяться обработки для снятия воспаления, которые вам назначит врач. В остальных случаях какое-либо лечение не требуется.
  • «Пятна аиста» — оранжево-розовые пятна на лбу, веках или затылке.

    Они светлеют в течение первого года жизни ребенка и становятся заметными только когда он плачет.

5. Отхождения мекония (первородный кал)

Во время беременности кишечник ребенка не выводил продукты жизнедеятельности, однако накапливал каловые массы. После рождения ребенок начинает принимать пищу через рот и активизируется работа пищеварительной системы.

Первый стул ребенка черного или темно-зеленого цвета, очень густой.

Важно подмывать малыша сразу же после дефекации, поскольку меконий имеет свойство быстро присыхать к чувствительной коже малыша, что может вызвать сильное раздражение.

Примерно на 3-4-й день после рождения формируется переходный стул — неоднородный, зелено-желтый, с комочками и вкраплениями слизи. К концу первой недели жизни устанавливается нормальный стул.

6. Соли в моче

В первые дни жизни ребенка вы можете заметить на памперсе или пеленках пятно желтого или кирпичного цвета. Это кристаллы солей мочевой кислоты, которые накапливаются в почечных лоханках. Их возникновение связано с уменьшением объема мочи и увеличением ее концентрации. Если состояние длится более суток — малыша допаивают водой.

7. Физиологическая желтуха новорожденных

Желтуха возникает из-за массивного распада эритроцитов, обусловленного заменой гемоглобина плода на «взрослый». В результате этого распада, в больших количествах, образуется билирубин (желчный пигмент в крови). От концентрации этого вещества в крови зависит цвет кожи: от светло-лимонного до оранжевого. Печень активно перерабатывает его и выводит из организма.

Ребенок начинает желтеть с головы, затем окрашивается все тело малыша. Определять степень желтухи лучше всего при ярком дневном свете. Данное состояние чаще всего проходит самостоятельно и не требует лечение.

Признаки физиологической желтухи:

  • возникает на 2-3 день жизни ребенка, достигает максимума на 4-5 день и полностью проходит ко второй-третьей недели жизни.
  • общее состояние здоровья ребенка не страдает
  • концентрация билирубина в крови не превышает 180 мкмоль/л

Признаки патологической желтухи:

  • возникла до наступления двух полных суток жизни ребенка
  • длится более двух-трех недель
  • значительно повышен билирубин в крови (свыше 180 мкмоль/л)
  • желтушное прокрашивание затрагивает голени

Немедленно обратитесь за медицинской помощью если:

  • желтушное прокрашивание захватывает ладони и стопы
  • сопровождается общим изменением состояния ребенка (вялое сосание, длительный глубокий сон, тремор, громкий, пронзительный плач, скудный стул, отеки, осиплость голоса)
  • появился обесцвеченный стул
  • малыш отказывается от пищи при явных признаках голода

Патологическая желтуха требует обязательного лечения и медицинского наблюдения.

8. Уязвимость иммунной системы новорожденного

Этот пункт также можно отнести к транзиторным состояниям.

Ребенок рождается стерильным и в момент прохождения через родовые пути матери происходит массивное заселение всех полостей и поверхностей организма микроорганизмами, которые в дальнейшем будут участвовать в формировании иммунитета малыша.

Пока иммунная система плохо сформирована малыш может быть крайне восприимчив к различным бактериям и вирусам, поэтому стоит максимально ограничить его контакт с посторонними людьми.

Уделяйте особое внимание пупочной ранке. При несоблюдении гигиены ранка может начать мокнуть, воспаляться, возможно возникновение гнойных выделений. При появлении любого из этих признаков обратитесь к врачу.

Как видите, организм новорожденного ребенка претерпевает колоссальное количество изменений, которые так или иначе проявляют себя.

С какими-то из этих состояний вы столкнетесь еще в роддоме, а какие-то проявят себе через пару недель после рождения.

Как правило, они не требуют специального лечения, однако не забывайте обращать на них внимание врачей и патронажной службы. Если вас что-то беспокоит — не стесняйтесь обращаться за медицинской помощью.

Источник: http://www.mamascom.ru/p/perehodnye-sostoyaniya-novorozhdennyh/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.