Как научить детей заботиться об экологии?

Содержание

Как привить ребенку любовь к окружающей среде

Как научить детей заботиться об экологии?

Ежегодно 5 июня во всем мире празднуется Всемирный день окружающей среды, который призван привлечь внимание мировой общественности к проблемам экологии. В нашей стране в рамках празднования этого дня проводятся мероприятия просветительского характера, мероприятия по улучшению экологической обстановки в городах.

На собственном примере

Однако наша задача – не только хранить окружающую среду самим, но и научить этому подрастающее поколение. В первую очередь на собственном примере, ведь от поведения взрослых зависит и отношение к природе малышей. Ведь не зря составлены «вредные советы» для родителей:

Если вы пришли на речку,
То в нее бросайте мусор:
Банки, палки и бутылки,
Целлофановый пакет,
И тогда всем рыбам в речке
Станет весело и рыбки
Сами прыгнут к вам в кастрюлю –
Будет славная уха.

Подходящего возраста для приучения ребенка к любви и бережному отношению к окружающей среде нет. Малыша можно учить этому практически с самого рождения. С первых лет жизни ребенок тянется к живому, наблюдая, как мама поливает цветы, ухаживает за домашними животными. Ему хочется и самому погладить собаку или кошку, потрогать листики комнатных растений.

Важно научить ребенка правильному отношению к растениям и животным. Например, нужно объяснить малышу, что нельзя срывать цветы без особой надобности, а лучше вовсе не срывать их, топтать траву, ломать ветки деревьев, особенно зимой.

Нужно обращать внимание ребенка на то, как красиво выглядят деревья зимой, в снегу или в инее, осенью – в пожелтевших листьях, какой прекрасный вид имеют цветущие растения весной и летом, как набухают почки в начале весны, а затем распускаются листики. Рассмотрите вместе с малышом снежинку, упавший лист, цветочек.

Покажите ребенку лечебные травы и объясните, какую пользу они приносят людям.

Если ребенок требует сорвать цветочек – иногда приходится это делать, можно направить ситуацию в нужное русло: сорвать цветок и поставить его дома в воду, а когда он начнет увядать, обратить внимание ребенка на это и на то, что в цветнике растения продолжают цвести. Объясните крохе, что не всегда можно вмешиваться в жизнь природы, лучше вырастить цветы на клумбе и любоваться ими, не срывая их для того, чтобы поставить в вазу.

Собирая грибы, объясните ребенку, что грибы можно только срезать ножиком, а не срывать, чтобы грибница в следующем году дала новый урожай, а не была испорчена.

Нужно срезать только те грибы, которые вы знаете и которые вам нужны. Мухомор, хоть он бесполезен и даже опасен для человека, является лекарством для многих видов диких животных.

Поэтому не стоит его затаптывать, пинать или срывать только потому, что он не нужен человеку.

Созидать и защищать

Любовь к природе предполагает не только созерцание – не портить, не уничтожать, бережно относиться, но и созидание – выращивать, защищать, охранять.

Дети хорошо воспринимают то, к чему сами имеют непосредственное отношение. Если у вас есть дача, позвольте ребенку выполнять несложную посильную работу, разрешите ему посадить растение, кустик или деревце. Объясните, как правильно ухаживать за ним, поливать. Наблюдая за ростом и развитием своего «подопечного», ребенок научится не только ценить природу, но и нести за нее ответственность.

Выделите ребенку грядку, где он сможет посадить морковку, горох, клубнику. Кроха сможет наблюдать за тем, как появляются ростки, поспевают ягоды. Выдайте малышу небольшую лейку. А вот пропалывать грядки его заставлять не стоит.

Вы ведь внушаете ребенку, что каждая травинка важна, она хочет жить, а вырвать ее – значит противоречить самому себе.

Кроме того, ребенка интересуют другие травинки, он еще не способен отличить сорняк от нужного растения и может вырвать совсем другое.

На даче можно понаблюдать и за жизнью насекомых – муравьев, божьих коровок, бабочек, кузнечиков. Рассмотрите червяка, расскажите о его пользе. Объясните, как живет муравейник и почему не нужно трогать осинник.

Если насекомое попало в беду, привлеките малыша к его спасению – пусть поможет божьей коровке выбраться из лужи, убрать с дороги в траву жучка. Не забывайте и сами с удивлением реагировать на крошечных букашек.

Таким образом вы научите ребенка состраданию, доброте, любви, умению ценить все живое.

Посадить растение можно и в городе, для этого необязательно иметь дачный участок. Можно посадить цветок дома – в горшочке. Привлекайте ребенка к уходу за комнатными цветами, разрешайте ему поливать растения и рыхлить землю, убирать сухие листочки. Когда зацветет какое-нибудь растение, не забудьте вместе полюбоваться цветком.

Объясните малышу, что нельзя причинять животным и даже насекомым вред, что они чувствуют такую же боль, как и люди, и нуждаются в защите человека. Сводите ребенка в зоопарк, чаще гуляйте с ним в парках и скверах, берите в недлительные походы и экскурсии, в горы. Учите ребенка воспринимать звуки и запахи, слушайте, как поют птицы, квакают лягушки.

Обязательно убирайте за собой мусор. Помните, что брошенная бумага будет разлагаться в течение двух лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, а стекло – более 1000 лет! А кострище не зарастает растениями несколько лет. Расскажите ребенку, что нельзя загрязнять водоемы.

С заботой о братьях меньших

Зимой накормите вместе птиц, повесьте кормушку за окном, на балконе, во дворе дома или в ближайшем парке.

Позвольте ребенку самому положить туда корм и добавлять его каждый раз, следить за тем, чтобы кормушка не пустовала. Ребенку постарше можно подарить домашнего питомца.

Это может быть щенок или котенок, попугайчик, хомячок (главное, чтобы у ребенка не было аллергии на шерсть или птичье перо).

Но только с условием, что он сам будет нести за него ответственность и ухаживать за ним: вовремя кормить, выгуливать, чистить клетку и т.д. Однако не превращайте заботу в трудовую повинность.

Иначе вы можете вызвать у ребенка неприязнь к животному.

Ребенок должен понять, что его любимец зависит от него, что малыш в ответе за своего четвероногого друга и должен проявлять к нему чувство любви и заботы.

Расскажите крохе, что животное не любит, когда его тискают, что ему хочется кушать и пить. Объясните малышу, что если вовремя не накормить питомца, он может заболеть. Однако не употребляйте слово «умереть» – чувства ответственности это ребенку не прибавит, но может его напугать.

Объясните, что животное маленькое и хрупкое, поэтому играть с ним следует осторожно, чтобы не повредить, например, лапку, не причинить боль.

Маленького ребенка лучше не оставлять наедине с животным – ребенок может нечаянно причинить вред питомцу, а животное, рассердившись, может поцарапать, укусить или просто напугать малыша.

Ребенок должен знать, что в заботе, любви и помощи нуждаются не только домашние любимцы. Любить и уважать нужно все живое: птицу, лягушку, насекомых, растения.

Часто ребенку хочется принести домой любое животное, которое он может встретить на улице или на выезде на природу.

Необходимо объяснить малышу, что лесные зверушки и дикие животные, такие как степные черепахи, вольные птицы, суслики, ежики и прочие, не смогут жить в домашней обстановке, им нужна свобода природы.

В то же время ребенок должен знать, что привыкшие к домашнему уюту животные не смогут выжить на улице, а значит, отправлять за дверь подросшего щенка или котенка нельзя. На собственном примере научите ребенка оказывать помощь животным на улице.

Дело не одного дня

Забота об окружающем мире заключается еще и в экономии того, что дает нам природа.

Научите ребенка расходовать воду экономно, не проливать ее зря и не забывать закрывать кран. Вода нужна людям, растениям и животным, поэтому относиться к ней тоже нужно бережно.

Будьте готовы ответить на любые вопросы малыша – например, почему у растений зеленые листья, почему собаки ходят на четырех ногах и т.д. Не отмахивайтесь от вопросов, которые могут показаться вам не заслуживающими внимания.

Не кричите на малыша «не рви», «не топчи», если он наступил на росток или сорвал посаженную вами рассаду или цветок в парке. Мягко объясните, почему этого делать не нужно и какие могут быть последствия от его поступка. Не ругайте ребенка, если он забыл полить цветы. Чувство ответственности прививается не за один день, малыш мог просто забыть про свои «обязанности».

Наряду с практической деятельностью нужно заниматься теоретической и творческой. Например, читать сказки о природе, о зверушках и растениях. Можно предложить ребенку сочинить самому историю или рассказ о жизни растения или животного. Заведите альбом для фотографий с красивыми пейзажами, предложите ребенку нарисовать понравившуюся ему картину природы или сделать аппликацию на эту тему.

Осенью можно собрать гербарий из опавших листьев, рассказав ребенку, какой листик какому дереву принадлежит. Соберите желуди, шишки, научите малыша делать поделки из природных материалов.

Наберитесь терпения. Забота и любовь к окружающему миру – важные чувства, которые рождаются не сиюминутно. Для того чтобы научить ребенка беречь окружающую среду, потребуется время. Главное – не забывайте, как велика роль семьи в этом важном деле.

Юлия Абрамова 
Журнал «Клуб родителей Детки.kz» № 6 (60) Июнь 2014

Источник: http://detki.kz/kids/edu/kakprivitprebenkuliubovkokruzhaiushejsrede

С чего начать, если хочешь заботиться об экологии. восемь правил

https://www.znak.com/2017-08-29/kak_stat_i_ostatsya_ekologichnym_gorozhaninom_posle_goda_ekologii_vosem_zolotyh_pravilРаздельный сбор мусора, позволяющий спасти от вечности на свалке полезные фракции, — основа основ цивилизованного обращения с отходамиНаталья Ханина/Znak.com

В России в самом разгаре Год экологии.

Объявив его, государство тем самым показало свою озабоченность состоянием окружающей среды. При этом некоторые шаги власти, предпринятые за последнее время, вполне убеждают, что это не пустые слова.

Хотя, конечно, по поводу последовательности и эффективности государственной политики в этом вопросе можно долго и аргументированно спорить.

Как бы там ни было, Год экологии — это отличный повод вспомнить, что многое в деле защиты окружающей среды и повышения экологичности мест нашего постоянного обитания зависит и от нас самих. Пообщавшись с разными экспертами, мы сформулировали восемь золотых правил горожанина, старающегося вести экологичный образ жизни.

Экономь ресурсы

Начнем с истин, банальных не только для экологистов, как называют экологически продвинутых граждан. Плакаты с напоминанием о необходимости беречь свет и воду висели и пылились еще в советских учреждениях.

В наши дни, когда все коммунальные ресурсы подлежат строгому учету и за все приходится платить, эти некогда абстрактные призывы получили свою вполне конкретную цену.

К тому же следование им повысит вас в экологическом статусе. 

Все-таки если вспомнить, что за две минуты, в течение которых вы просто чистите зубы, из крана вытекает целое ведро воды, и так происходит каждое утро и каждый вечер, рука сама потянется перекрыть струю. Еще до 15 тыс.

литров (или 15 кубометров) в год позволит сэкономить уже знакомая всем двойная кнопка на бачке унитаза — если, конечно, пользоваться этой опцией правильно.

Разумеется, вся сантехника и водопроводные сети в вашей квартире должны быть исправны и не допускать ни малейшей протечки.

К счастью, мы уже живем не в советское время: в магазинах полно товаров, которые помогают реально экономить и ресурсы, и в конечном счете деньги. Простой пример — смесители, которые экономят от 30 до 50% воды.

Или светодиодное освещение, которое заметно сократит потребление электроэнергии и при этом вовсе не потребует жить в полутьме.

То же самое можно сказать о многочисленной бытовой технике, которая здорово повышает качество жизни и при этом дает возможность видеть себя в экологическом тренде.

Сортируй свой мусор

Тема давняя, но по-прежнему весьма спорная. Однако, наш взгляд, все споры в конечном счете упираются в вопрос желания чуточку изменить привычный жизненный уклад.

А все ссылки на малую площадь городских квартир, которая не позволяет иметь несколько контейнеров для разных видов отходов, или на один-единственный бак во дворе, куда весь мусор валят без всякого разбора, — это надуманные аргументы.

«Я веду экологичный образ жизни, обитая в Москве, уже более пяти лет, и могу с уверенностью заявить, что в этом нет ничего сложного, напряжного или затратного — наоборот, многие идеи эколайфстайла упрощают жизнь и сберегают семейный бюджет», — свидетельствует Анна Нафиева, представляющая Общественный экологический проект #РосЭко.

Начать сепарировать отходы на своей кухне действительно куда проще, чем кажется. Вовсе не нужно пытаться пристроить «пять ведер в каждый угол» — вам хватит и двух.

Точнее, одно у вас уже есть: туда продолжайте складывать все, что вы и дальше будете выносить на мусорную площадку. А рядом разместите любую емкость, куда будет попадать то, что будет годно для переработки (например, пластик, стекло, металл, бумага или ткань).

В конце концов, место для традиционного «пакета с пакетами» у вас же однажды наверняка нашлось. 

Дельный совет — начать с одного-двух видов отходов, которые вы избавите от вечности на свалке.

Благо, например, уже в редком дворе большого города не встретишь дополнительные контейнеры для приема бутылочного стекла или ПЭТ-тары — самого распространенного после пищевых отходов вида мусора.

К их установке подключаются и сами производители, желая продемонстрировать свою экологическую сознательность.

В частности, компания Coca-Cola в 2016 году запустила в городах присутствия программу «Разделяй с нами», направленную на продвижение культуры и практики раздельного сбора, рассказала Znak.com Марина Мокина, региональный руководитель направления внешних и внутренних коммуникаций Coca-Cola HBC Россия по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку. Одна из задач проекта — просто показать, что раздельный сбор работает.

Многие продвинутые производители товаров для дома давно позаботились о том, чтобы раздельный сбор бытовых отходов был удобным и не требовал много местаIkea

Сдавай вторсырье

Зачем нужен селективный сбор отходов? Правильно, чтобы самое ценное сдать во вторичную переработку и помочь тем самым сократить общее ресурсопотребление на планете. В России на переработку сейчас попадает не более 5-7% твердых коммунальных отходов. К примеру, в Германии эта цифра равна 47%.

Рекомендация, полезная еще на этапе домашней сортировки: есть смысл погуглить, какие пункты приема вторсырья есть в ближайшей доступности, и в зависимости от этого спроса формировать «ассортимент» ваших отходов. В помощь вам, например, «гринписовский» проект RecyclеMap: заходите на сайт, выбираете свой город и видите, куда пристроить свои отходы для вторичной переработки. 

Очень быстро к вам придет понимание, как оптимизировать сбор и сдачу «вторички». Например, копить отработавшие свое батарейки можно месяцами, если не годами, и для этого подойдет простая коробка из-под обуви.

А для сбора бумаги в домашнем офисе подойдет просто отдельный ящик стола.

Еще откроете для себя, что некоторые продвинутые производители товаров для дома давно предлагают весьма компактные и удобные в пользовании системы для более цивилизованного сбора бытовых отходов. 

Возможно, что вы шагнете и дальше — сами начнете перерабатывать некоторые виды своего мусора. Не удивляйтесь: у садоводов и огородников сейчас становится популярной идея производить собственный компост — ценное натуральное удобрение, которое обожают растения. И для этого годится львиная доля биоразлагаемых отходов, которые обычно тоже отправляются в мусорный бак.

Покупай с умом

Тема экологичного шопинга — это не только вопрос экологии личного потребления.

То есть не только про то, что мы едим и надеваем, чем пользуемся в быту и каковы последствия всего этого для нашего здоровья (оставим эту часть экспертам в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия).

Принципиально важно научиться видеть экологический след, который оставляют производство и транспортировка конкретного товара.

Когда берешь это в расчет, то, например, предпочтение товаров местного производства становится не актом какого-то местечкового патриотизма, а вполне осознанным экологическим действием. Ведь чем короче путь от производителя в магазин, тем меньше выхлопов в атмосферу. К слову, экологический след оставляет и то, что остается после употребления товара — то есть его упаковка. Чем больше в ней пригодных к повторному использованию материалов, тем лучше. 

Хорошо, если производитель сам использует вторичное сырье для выпуска своей продукции. К счастью, все больше российских предприятий не только включают рециклинг в свой производственный процесс, но и не стесняются об этом заявлять.

В странах, чьи жители отличаются высоким экологическим сознанием, такие компании в приоритете, и очень важно, чтобы и у нас они получали общественную поддержку. Выявляйте для себя таких производителей, по возможности пропагандируйте их среди близких и знакомых и, конечно, поддерживайте рублем, отдавая предпочтение их товарам и услугам.

Опять же здорово, что в магазинах теперь достаточный выбор, чтобы включить еще и экологический фактор.

Пользуйся многоразовым

Это правило вполне может быть и продолжением предыдущего, ведь оно тоже о потреблении того, что мы покупаем для своих нужд. Сводится правило к тому, что нужно стремиться исключать потребление вещей с коротким жизненным циклом.

Конечно, не все зависит от самого потребителя: ушлые производители давно научились втюхивать нам вещи с ограниченным ресурсом, заранее программируя наш новый поход в магазин. Но в наших силах, например, по возможности отказаться от всего одноразового, помня, что практически всему, чем нам предлагают воспользоваться всего один раз, есть многоразовая альтернатива.

Причем если разобраться, вещь многоразового использования появилась даже раньше, чем одноразовый аналог, просто мы про это успели основательно забыть. Уже упомянутый «пакет с пакетами» никогда бы не завелся в вашем доме, будь у вас привычка приходить в магазин со своей многоразовой сумкой для покупок.

И не стесняться ее доставать за линией касс, тем более что крупные магазины сами все активнее предлагают пробрести многоразовые сумки вместо традиционных «больших-или-маленьких» пакетов. 

Подзабытая было авоська теперь на пике городской моды — уже как манифест экологичности ее владельца12Storeez

Впрочем, тему экологичной потребительской культуры логично обсуждать с вопроса, стоит ли вообще что-то покупать, когда в этом нет реальной нужды.

Конечно, никто не призывает впадать в аскезу, но обстоятельная ревизия собственных потребностей время от времени — это очень неплохой способ перераспределить личный бюджет на более важные и нужные траты. А заодно чуть-чуть подсократить и собственный экологический след на Земле.

Алина Камалова из международного стартапа CupoNation напоминает также о принципе sharing economy (совместного владения) как одной из форм бережливого, а значит, — и экологичного потребления.

Выбирай экомобильность

Пока в нашей стране это не столько про электромобили и различные там «гибриды», сколько про принципиальный отказ от пользования персональным транспортом в пользу альтернативных способов передвижения по городу. Они хорошо известны: общественный транспорт, велосипеды и, конечно, путь на своих двоих.

Отсюда всемерная поддержка инициатив, которые направлены на развитие внутригородской экомобильности: от пешеходной и велоинфраструктуры до приоритета общественного транспорта.

«Следует понимать, что есть действия, которые помогают больше городу в целом, но для каждого конкретного гражданина не очень существенны, а есть такие, которые, наоборот, помогают именно людям, но на город особо не влияют», — замечает в связи с этим Вадим Рукавицын, эколог-консультант проекта EcoShopper.

Полагаем, нет смысла сейчас вступать в очередную дискуссию с теми, чей уровень экологического сознания не позволяет выбраться из автокресла. Тем более что никто не призывает изгнать машины из города, равно как нет никакой нужды геройствовать на велике в 30-градусный мороз.

Нужен разумный баланс и понимание: не завел лишний раз двигатель внутреннего сгорания — сделал меньше свой вклад в общее загрязнение.

К слову, вполне экологичным может быть и передвижение на машине: погуглите, например, про карпулинг — совместное использование одной машины несколькими попутчиками, и подумайте, как вы можете поддержать подобные начинания. 

Будь активным

Нет, мы не призываем вас становиться отчаянным экоактивистом, чей телефонный номер будут знать все журналисты города. Мы просто за последовательность: нельзя заботиться об окружающей среде, проходя мимо откровенных безобразий, которые среду точно не улучшают.

При этом проявлять свою активную гражданскую позицию становится все легче, и для этого вовсе не требуется вставать в пикеты или обивать пороги чьих-то кабинетов.

Уже выпущено и продолжает выпускаться достаточно разнообразных мобильных приложений, с их помощью можно буквально в пару кликов подать жалобу в нужную инстанцию, если вы обнаружили, скажем, несанкционированную свалку или понимаете, что за забором соседней промзоны совершается экологическое преступление.

Надо отдать должное госструктурам — инфраструктуру обратной связи в интернете часто продвигают вперед именно они.

Не хотите иметь дело с чиновниками напрямую — действуйте через знакомых экоактивистов и общественные организации, которые тоже не сидят сложа руки, постоянно совершенствуя порядок своей работы с различными контрольно-надзорными органами. Наконец, помните об эффекте общественного резонанса, тем более что создать его сегодня тоже проще простого — благодаря социальным сетям.

Быть экологистом — значит не проходить мимо явных экологических нарушений, тем более что добиваться их устранения благодаря развитию коммуникаций становится все легчеPravda Komsomolskaya/Russian Look

И главное — меняй привычки

Нетрудно сделать вывод: ни одно из упомянутых правил не начнет работать без главного условия — все эти рекомендации должны стать ваши повседневными действиями. И заменить в жизненном укладе то, что не повышало ваш личный экологический статус.

Поэтому главное правило экологичного горожанина — обзаводиться правильными привычками, не забывая ежедневно совершать простые и совсем необременительные действия, которые так много значат для экологии, считает Сергей Чернин, член Общественного совета Минприроды России, возглавлявший профильную комиссию в предыдущем созыве Общественной палаты РФ. К тому же и в государственной политике очевидны тренды, которые будут подталкивать нас к более уважительному отношению к природе и природным ресурсам. Так что многое из того, что сейчас считается лишь правилами хорошего тона, не сегодня-завтра станет обязательным, как в истории с теми же водосчетчиками, жить без которых — себе дороже. Чем не мотивация обзаводиться эко-привычками и воспитывать в себе экологиста заранее?

Источник: https://www.znak.com/2017-08-29/kak_stat_i_ostatsya_ekologichnym_gorozhaninom_posle_goda_ekologii_vosem_zolotyh_pravil

Как привить ребенку любовь к окружающему миру

Красота всего мира начинается с экологического воспитания в семье. Чтобы дети понимали как беречь природу, необходимо показать на собственном примере.

С раннего детства малыш наблюдает как мама поливает цветы, ухаживает за домашним питомцем, кормит вместе с ним птиц зимой. Подрастая, ребенок тянется ко всему живому: комнатным растениям, животным, упавшим листикам, жучкам и прочее.

Обращайте внимание на любые мелочи, такие как, сломанная ветка, пойманная бабочка, все это влияет на правильное экологическое воспитание детей.

Экологическое воспитание детей

Малыш не полюбит природу, пока не поймет как она дорога для всех людей на земле.

Ценность экологии очень велика, задача родителей объяснить малышу как нужно вести себя в лесу, на водоемах, в парке, просто гуляя на улице. Предложите сыну или дочке вырастить дома в горшке лимон, поливать его, наблюдать как показывается из земли росток. Это воспитывает ответственность за зеленые насаждения.

Большое значение имеют выезды на природу. В лесу или в поле расскажите ребенку о жителях, их домах. Акцентируйте внимание на красоту деревьев, чистоту воздуха, тишину, пение птиц, легкое дуновение ветра.

Во время единения с природой у ребенка развивается любознательность, забота об окружающем мире, интерес к животным и растительным объектам. Во время таких прогулок зарождается любовь к природе, приходит понимание ее ценности — что составляет сущность экологического воспитания детей.

Открыто обсуждайте свои ощущения, задавайте вопросы, указывайте на красивые места.

Расскажите ребенку как вы счастливы находится в чистом лесу и дышать свежим воздухом.

В каждое время года необходимо обсуждать с ребенком изменения в природе. Теплое солнце, первая зеленая трава, пробудившиеся пчелы. Дети должны радоваться проявлениям весны, а не рвать первый цветок или ломать цветущие деревья. В жаркий период, после летнего дождя сходите семьей за грибами, только объясните детям о важности грибницы.

Лучше гриб срезать ножом, чтобы грибы выросли еще на этом месте. Обязательно расскажите, а лучше покажите, что есть грибы не съедобные, даже ядовитые. Однако, это не повод их топтать и ломать! Такие грибы служат лекарством для животных — это необходимо знать юному грибнику. В зимнее время года все деревья засыпают и их лучше не беспокоить.

Покажите на своем дачном участке, как вы готовите деревья к зимовке.

Кстати, помощь на даче является огромным вкладом в правильное экологическое воспитание.

Малыши очень любят животных, и для родителей очень важно научить правильно обращаться с ними. Сначала ребенок наблюдает за взрослыми, потом выполняет сам несложные задания. На прогулке с собакой крошка больше двигается, бегает, что благотворно влияет на физическое развитие.

Позвольте малышу вести собаку на поводке, тем самым он почувствует ответственность. Кошки тоже побуждают физическую активность. Если дите просит завести какую-либо зверушку, не торопитесь сказать “нет”. Животное в семье объединяет.

Формы и методы экологического воспитания

Все мы знаем, что дети дошкольного возраста любят исследовать, пробовать, наблюдать. Выделяют три основных метода экологического воспитания: наглядный, практический и словесный.

Первостепенным методом экологического воспитания детей дошкольного возраста является наглядный. Таким методом знакомства с природой ребенок сам познает ее законы. Во время наблюдений развивается мышление, память, речь.

Чтобы решались главные задачи экологического воспитания, необходимо:

  • воспитывать любовь к природе через непосредственное общение;
  • закладывать знания о природе, понимания того что человек — часть окружающего мира;
  • формирование правильного поведения в природе.

В детских садах создают экологическую среду, где дошкольники могут наблюдать, а также принимать участие в выращивании культур. Это же так интересно когда из семечка вырастает стебель, а затем и плоды.

Любые методы экологического воспитания хороши тогда, когда ребенок своими руками совершает полезные действия для природы. Это может быть уборка территории осенью, полив растений в саду, прополка дачных культур, изготовление кормушки зимующим птицам и прочее.

Практический метод хорошо помогает привить любовь к природе.
При чтении книг о природе, зверях, их образе жизни ребенок представляет себе жизнь в лесу и в поле, в озере и в море.

Благодаря рассказам о животных можно донести до непослушного сына то, что маленьких обижать нельзя. Также можно использовать наглядный материал, узнавать о животных и их детенышах.

Знакомить детей с новыми животными и природными явлениями, которые нельзя наблюдать в Вашем месте обитания.

Любому родителю понятно, что ведущий метод экологического воспитания является наглядный, но выделять и отделять от остальных методов не нужно.
Основной формой воспитания в детях любви к природе являются занятия. Занятия могут быть ознакомительными, углубленными и обобщающими.

При ознакомлении детям рассказывают о видах животного и растительного мира, условиях жизни. На таких занятиях используется наглядный материал. В зависимости от возрастной группы на обобщающих занятиях дошкольникам необходимо сформулировать общие признаки знакомых нескольких животных или растений.

При углубленной форме экологического воспитания детей раннего возраста занятия строятся на обсуждении конкретных знаний, изученных при наблюдении.

Немаловажно посещение экскурсий. Желательно проводить экскурсии в конкретном месте в разные времена года, чтобы дошкольники могли увидеть разницу и особенности.

Экологическое воспитание детей в детском саду проходит в игровой форме. На прогулке воспитатель обращает внимание на погоду: ветер, облака, солнце, холодно или тепло. Очень часто малыши делают поделки из природного материала, обычно это происходит осенью.

Экологическое воспитание детей в домашних условиях

Для того, чтобы экологическое воспитание детей проходило с интересом родителям необходимо придерживаться следующих советов:

  • наблюдайте с ребенком природные явления, фотографируйте их, затем разглядывайте и обсуждайте увиденное;
  • заведите “журнал погоды”, туда записывайте, а ребенок зарисовывает, погодные условия на текущий день, анализируйте вместе;
  • приобретите книжки по уходу за растениями или животными, желательно с красочными картинками;
  • посмотрите документальный фильм о жизни животных, растений.

С раннего возраста родители должны использовать методы экологического воспитания. Читая книжку о зверях мама словесным методом воспитания учит малыша любить и оберегать природу. На прогулке взрослые должны уделять особое внимание экологически нравственному поведению не только ребенка, но и своему.

Наглядный метод экологического воспитания детей в семье наиболее прост и доступен. По дороге домой из сада обращайте внимание на изменения погоды, силу ветра, осадки. Расскажите о множестве видов растений, о возможности их использования в лекарственных целях.

Придя домой, оформите картину вашего двора (нарисуйте, сделайте аппликацию).

Привлекая ребенка в уход за домашними растениями рассказывайте почему необходимо поливать цветы, зачем они цветут и для чего нужны корни. Понаблюдайте вместе, как вода впитываясь в воду появляется в поддоне.Правда, уход и общение с животными приносит больше впечатлений, чем с растениями.

Кроме игр, малышу доверяйте кормление зверюшки, смену воды. Объясните зачем животные пьют и кушают. Взрослые должны контролировать процесс общения детей с животными, научить правильному обращению с братьями нашими меньшими. Порой свободное общение приносит только вред в экологическое развитие личности ребенка.

Не потому что малыш хочет навредить, а попросту не умеет себя корректно вести.

В некоторых домах заводят рыбок или птичек (попугаи, канарейки).

За рыбками крошка может наблюдать, кормить их. Чистить аквариум лучше доверить взрослому, а малыш может помыть аксессуары для рыб (зАмки, камешки, искусственные водоросли). Чистку клетки, смену воды, кормление птичек можно возложить на маленького хозяина. Интересно наблюдать реакцию птичек на свет, как они устраиваются на сон. Выпавшие разноцветные перышки можно разглядывать.

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни зависит в большей мере от близких. Показывая правильный пример, шанс вырастить экологически нравственного человека повышается. Уделяйте внимание мелочам, поощряйте крошку за выброшенный в урну мусор, рассказывайте истории о помощи животным.

Воспитание любви к природе у дошкольников

Чтобы воспринимать красоту природы, не нужно быть взрослым. Малыши воспринимают краски осени, первый цветок, сверкающие снежинки, разноцветную радугу. Задача родителей научить радоваться мелочам, окружающих вокруг. Любовь к природе развивает эстетическое отношение к животному и растительному миру. Разрешайте детям играть с песком, камешками, палочками.

Приучать малыша к любви к природе стоит с младенчества. Первой причиной для воспитания любви к природе является бережное отношение к животным и растениям. Второй причиной, немаловажной, является развитие сочувствия, добродушия, гуманности в сердцах людей.

Что же использовать для воспитания правильного экологического отношения у дошкольников? Во-первых, родители показывая положительный пример приучают детей к заботе о природе. Во-вторых, дети должны иметь обязанности по уходу за домашними питомцами и растениями (в соответствии с возрастом).

В-третьих, чтение художественной и документальной литературы расширяют возможности познания о неизвестных видах животных и растений, их образе жизни. Просмотр увлекательного фильма про джунгли принесет много новых знаний.

В детских садах проводят множество мероприятий, посвященных сохранению чистой экологии на земле. Здесь рассказывают о:

  • вреде выхлопных газов;
  • исчерпаемых источниках, добываемых людьми нерационально;
  • том, что запрещено жечь костры в лесу;
  • разновидностях животных (хищниках и травоядных), их взаимосвязь;

Мало сказать малышу, что ломать ветку нехорошо, нужно объяснить, что это чей-то дом. Необходимо преподнести информацию так, чтобы карапуз понял, что человек — это часть природы. Люди — не потребители природных богатств. Без растений, животных, насекомых человечество погибнет. Человек имеет большие возможности для сохранения и восстановления природной среды для будущего поколения.

Как привить ребенку любовь к окружающему миру. Ссылка на основную публикацию

Источник: https://detiivzroslie.ru/vospitanie/kak-privit-rebenku-lyubov-k-okruzhayushhemu-miru

Экология для ребенка: как сделать занятие интереснее?

Экология занимает важную часть в жизни каждого из нас. К сожалению, молодое поколение зачастую не обращает внимания на такую важную вещь, как окружающая среда.

На улице можно увидеть мусор, который бросают подростки и молодежь, жвачки, которыми травятся птицы, а также другие опасные отходы.

Для того чтобы ребенок знал, как вести себя на улице, а также уважал ту природу, тот окружающий мир, в котором он живет, необходимо с детства проводить уроки экологии. Именно тогда экология для ребенка станет интересным занятием.

Структура урока

Чаще всего уроки экологии проводят для детей в 1-м, 2-м или 3-м классах. К сожалению, многие уроки очень скучные, поэтому дети ничего для себя из этих уроков не выносят.

Экология для младших школьников превращается не в интересный предмет, а в скучное времяпрепровождение. Нужно знать, как правильно построить урок, чтобы детям было интересно в нем участвовать.

Наиболее подходящая структура урока для младших школьников:

  1. Опрос детей и подача теории.
  2. Небольшая игра.
  3. Конкурс: изготовление стенгазет.
  4. Вручение призов.
  5. Небольшая игра.

Такая структура была несколько раз опробована на детях младших классов. Многие заинтересовались экологией и стали принимать участие во внеклассных конкурсах.

Опрос детей и подача теории

Важнее всего — это не сразу приступить к теории, а дать возможность детям высказать свое мнение о том, что же такое экология. К счастью, многие дети даже в 1-м классе имеют точное или более-менее точное понятие о том, что же это за наука.

Только после того как дети выскажут свое мнение насчет того, что такое экология, можно попросить их записать или даже выучить свое определение. Возможно, дети сами спросят, что изучает экология.

Определение для детей имеет множество интерпретаций, одним из самых легких является это:

  • Экология — это наука, которая изучает растения и животных, а также их взаимодействия между собой и с природой.

Если детям будет трудно запомнить определение, то запишите его ярким мелом на доске как тему урока. К концу экологического урока сотрите определение и попробуйте спросить учеников о нем.

Игра для детей на экологическую тему

Экология для ребенка никогда не будет скучной, если ввести в урок небольшую игру. Хорошей игрой является разминка под названием «Встань, сядь», которая поможет детям размяться и физически. Правила игры легки. Учитель или ведущий говорит предложение, а дети встают, если это вредит экологии и садятся, если не вредит. Вот некоторые фразы, которые подойдут для игры:

  1. Петя рвет цветы. (встают)
  2. Катя развела костер в лесу. (встают)
  3. Миша помогает маме поливать цветы. (садятся)
  4. Пчелы делают мед. (садятся)
  5. Мужчины рубят деревья в лесу. (встают)
  6. Маша сажает цветы. (садятся)
  7. Мальчики выбрасывают мусор на улицу. (встают)
  8. Дятлы долбят деревья. (садятся)
  9. Даша бросает в лесу обертки. (встают)
  10. Артем убивает комаров. (встают)
  11. Алена с папой сажают дерево в деревне. (садятся)
  12. Вова очень громко слушает музыку на природе. (встают)
  13. Мальчики сливают в реку лимонад. (встают)
  14. Птицы едят насекомых. (садятся)
  15. Гена плавает в озере. (садятся)

Можно придумать множество фраз для такой игры. Главное в этой игре — это следить за реакцией детей на вашу фразу. Если у ребенка возник спорный момент, он не знает встать или сесть, нужно обсудить это и рассказать, почему что-то плохо, а другое — хорошо.

В конце игры можно прочитать детям поучительный рассказ. Рассказы по экологии для детей можно найти в хрестоматии или придумать самому.

Экологический конкурс

Ребятам будет очень интересно поучаствовать в экологическом конкурсе. Можно разделить класс или компанию детей на несколько команд, каждой выдать цветные карандаши, фломастеры, клей, красивые фотографии или картинки с животными и природой, а также ватман или большой лист.

Дайте детям 15 минут на то, чтобы создать свой собственный плакат на тему защиты природы. Пусть каждая команда выберет себе название, а также капитана, который будет представлять плакат своей команды.

Вручение призов детям

В конце игры наградите детей дипломами или небольшими подарками. Вы можете сами выбрать победителя или устроить ание среди всех ребят. Возможен вариант и «победила дружба», чтобы никому из детишек не было обидно.

Заключительная игра

Под конец, когда дети развеселились, не нужно готовить какую-то подвижную игру. Пусть все сядут на свои места и отдохнут.

Последние несколько минут экологического урока — это хороший момент для того, чтобы показать презентацию или видео про экологию для детей. Современным детям очень интересно смотреть презентации — все, что связано с техникой, очень интересует ребят.

Тем более презентация — это всегда удобно. Каждый слайд — это небольшая микротема. Вы сможете раскрыть экологию во многих сферах.

Сделайте несколько слайдов о том, зачем нужна экология.

Расскажите ребяткам о животных, которые страдают от рук контрабандистов, покажите видео с нашей необъятной и прекрасной страной, которая нуждается в помощи современного поколения, в его защите.

Экология для ребенка станет интересной только в том случае, если потрясет его внутренний мир, если малыш поверит в то, что он может помочь родной и любимой стране.

Итоги урока

В конце вашего урока не забудьте подвести итоги. Самым активным ребятам можно выдать небольшие призы в виде календарика или тетради. Можете просто похвалить ребенка, от этого ему тоже будет приятно.

Обязательно спросите у детей о том, понравился ли им ваш экологический урок. Спросите детей, чему научило их занятие, постарайтесь внимательно выслушать каждого ребенка.

Попросите рассказать о том, почему нужно беречь окружающий мир. Экология для младших школьников может стать очень интересной темой, если правильно провести урок.

Постарайтесь привить любовь каждому ребенку к окружающему миру!

Стенгазеты, которые сделали дети, постарайтесь повесить на видное место в классе, чтобы они еще некоторое время вспоминали о вашем уроке.

Вы можете им изредка напоминать о прошедшем уроке и спрашивать, соблюдают ли они правила поведения на природе. Спросите, заметили ли они пренебрежительное отношение к природе на улице.

Внимательно выслушивайте рассказы ребятишек о своих наблюдениях. Экология для ребенка может стать любимым предметом, интерес к которому нужно всячески поощрять!

Источник: http://fb.ru/article/222243/ekologiya-dlya-rebenka-kak-sdelat-zanyatie-interesnee

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.