Кружки и секции: пробовать разное или достигать рекордов?

Содержание

В каком возрасте отдавать ребенка в кружки?

Кружки и секции: пробовать разное или достигать рекордов?

Помочь ребенку раскрыть свои способности и таланты – одна из важнейших задач любящих родителей. Именно в детском возрасте энергия плещет через край, проявляются первые наклонности, закладываются жизненные увлечения. Разумеется, взрослые стремятся поддержать малыша в его начинаниях и, возможно, дать базу для любимого впоследствии дела.

Физическое, эстетическое,  музыкальное развитие, прикладные навыки – всё это могут дать ребенку разнообразные кружки, секции и студии. Но как правильно подойти к вопросу выбора? С какого возраста имеет смысл отдавать ребенка в кружки? На что следует обращать внимание при выборе кружка для дошкольника? Об этом мы поговорим в сегодняшней статье.

Особенности дошкольного возраста

Дети-дошкольники – это настоящее средоточие креатива! Они постоянно выдают что-нибудь «этакое»: поют песенки и сочиняют стихи со своеобразными рифмами и ритмом, рассказывают истории о выдуманных ими самими персонажах, исполняют невиданные танцы и показывают «трюки», рисуют картинки, в которых порой трудно угадать смысл. Но всё это – необходимый и очень важный этап жизни ребенка. Пока ему не нужны рамки, указания и советы, как делать «правильно». Малыш впитывает то, что его окружает и создает собственную интерпретацию. Пусть нам она иногда и кажется нелепой, мешать ребенку творить не нужно.

Главное, о чем нужно позаботиться родителям дошкольника – это наличие благоприятной среды, стимулирующей развитие. Сейчас ваш малыш активно подражает всему, что ему нравится. Мама рисует – и он рисует «каляки-маляки», папа собирает мебель – и ему хочется вкрутить куда-то винтик, бабушка вяжет – и ему хочется попробовать.

Действия взрослых становятся для ребенка стимулом к собственному созиданию. Возможно, вы замечали, что маленьким детям нравятся именно их собственные танцы, каракули-«письма», коряво слепленные фигурки из пластилина. А попытки взрослых научить, «как надо», воспринимаются в штыки или игнорируются.

Это естественный способ защиты своего права быть первооткрывателем, творцом.

Родителям стоит поощрять ребенка в его начинаниях, подавать ему пример своей деятельностью и обеспечивать необходимые материалы, аксессуары для того или иного занятия. Такой подход будет намного более эффективен, чем какие бы то ни было регулярные занятия (неважно, в кружках или дома).

Нужны ли кружки дошкольнику?

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: стимулирующая среда для развития дошкольника важнее, чем специальное обучение. Но это не означает, что кружки и секции противопоказаны детям до школы. Они вполне имеют место быть, но к их выбору и времени начала посещения стоит подойти серьезно.

Кружки, которые посещает дошкольник, должны соответствовать его возрасту и не нести излишней нагрузки (физической и психологической). Кроме того, любые занятия должны в первую очередь искренне нравиться малышу. Мода, престижность и посещение «за компанию» – не лучшие критерии выбора кружка.

Не забывайте и о том, что интересы в дошкольном возрасте еще неустойчивы, и ребенок пока всего лишь пробует разные виды деятельности.

Когда отдавать ребенка в кружки и секции?

В идеале специализированное обучение ребенка (рисование, пение, танцы, профессиональный спорт) лучше начинать не ранее 5-6 лет. Именно этот возраст является отправной точкой для «настоящей»  учебы, т.е. ребенку становится проще повторять, делать по образцу, он постепенно отходит от детской спонтанности.

Не стоит бояться того, что вы упустите время, и малыш чего-то недополучит.

Наоборот, в сравнении со сверстниками, посещавшими разнообразные секции с самого раннего возраста, он будет более свободен в самовыражении, будет лучше понимать свои желания и возможности, испытывая к занятиям искренний интерес.

Детям, которых уже в 3 года целеустремленные родители отдали, допустим, в профессиональный спорт, бывает сложно потом понять, действительно ли это «их» дело.

Если говорить о конкретных видах занятий, то для самых маленьких (с 2 лет) можно посоветовать только занятия физкультурой, ритмикой – это полезно для гармоничного развития. Начинать обучение пению лучше не раньше 5 лет, музыке – не раньше 6 лет. Музыкальную теорию ребенок будет готов воспринимать с 7-8 лет.

Танцы, несмотря на кажущуюся очевидной пользу, вызывают массу споров среди родителей.

С одной стороны, они способствуют физическому и эстетическому развитию ребенка, а с другой – возникают вопросы, для чего эти занятия нужны вообще: для удовольствия или в качестве профессионального спорта со всеми вытекающими последствиями.

Танцевать для удовольствия можно и в 3-4 года, но в кружке это в любом случае будет обучение, которое мешает ребенку придумывать собственные (пусть и дикарские) танцы. А начать настоящие тренировки, направленные на участие в конкурсах и чемпионатах, ребенок сможет не раньше 5 лет.

Примерно так же обстоят дела с профессиональным спортом.

Не стоит торопиться: если ребенок еще маленький, а вы выбираете по собственным соображениям спорт для «будущего чемпиона» (чаще всего прилично вкладываясь материально), тем самым вы лишаете его возможности самостоятельного выбора в будущем.

Кроме того, профессиональный спорт не лучшим образом влияет на здоровье и психику ребенка, поэтому решение о таком выборе должно определяться настоящими желаниями и способностями ребенка. И конечно, отдавать его на серьезные тренировки нужно не ранее 5-6 лет.

Водить ребенка в бассейн до 5 лет можно лишь с целью веселых игр в воде. Адекватно воспринимать указания тренера и выполнять их малыш сможет по достижении 5-6 лет. Это относится не только к профессиональным спортивным занятиям (вы хотите вырастить олимпийского чемпиона), но и к простому обучению плаванию.

Рисование, несомненно, очень полезно для детей, даже для полугодовалых крох. Однако освоение техники рисунка не стоит начинать до 4-6 лет.  

Занятия иностранными языками очень манят родителей, ведь школы раннего развития обещают, что научат даже 3-летку говорить на иностранном языке (а то и не на одном!). Действительно, 3 года – возраст наиболее восприимчивый для усвоения речи. Но все-таки речи в первую очередь родной.

Раннее изучение иностранного языка вызывает путаницу в голове ребенка, что мешает ему овладевать родным языком, который формируется лишь к 6-8 годам. Конечно, есть дети, растущие в двуязычных семьях, но о них следует говорить отдельно. Специалисты-логопеды предупреждают об опасности раннего изучения иностранного языка.

В частности, возможно возникновение дисграфии – нарушения письма, довольно часто встречающееся у современных школьников. Поэтому логопеды и советуют не торопиться с иностранным языком. Если вы четко настроены обучить ребенка иностранным языкам уже в 3-4 года, выберите всего один и не забывайте, что занятия должны происходить в игровой форме.

Кроме того, занятия языком в дальнейшем должны будут носить регулярный характер, иначе они полностью утратят смысл – ребенок попросту забудет всё, чему его учили.

Начинать ли посещение кружков в первом классе?

С началом учебы в школе у ребенка начинается новая жизнь, к которой он приспосабливается более или менее успешно. Родителям, естественно, хочется, чтобы их первоклашка развивался не только академически, но и занимался дополнительно спортом, музыкой или чем-то еще.

С точки зрения психологии, записывать ребенка во всевозможные кружки с первых дней учебы неправильно. Дайте малышу время привыкнуть к новым условиям, адаптироваться к коллективу, учебным требованиям и нагрузкам. Даже если вам кажется, что всё идет гладко, не торопитесь.

Ребенку нравится учиться? Он нашел в классе друзей, учеба дается легко, и у него куча свободного времени? Так и хочется занять его чем-то полезным. Правильное начинание! Но все же подходить к нему нужно здраво. Вот несколько советов:

  1. Не перегружайте ребенка. Если всё его время будет расписано по минутам, результатом станет не радость от наполненной жизни, а усталость и расшатанные нервы.
  2. Количество кружков и времени, тратящегося на их посещение, должно зависеть от индивидуальных особенностей и потребностей ребенка. Для среднестатистического школьника нормальным будет количество занятий не более двух раз в неделю в будни плюс одного раза в выходной день. Учитывайте и то, насколько выбранные кружки удалены от дома. Постоянные поездки в разные концы города вымотают ребенка.
  3. Если ваше чадо не отличается усидчивостью, имеет смысл записывать его в несколько кружков сразу. Попробует, найдет «свое» и на нем остановится.
  4. Спокойного и старательного ребенка лучше сразу приобщать лишь к одному-двум основным занятиям. Иначе потом, по мере возрастания школьной нагрузки, когда придется выбирать между несколькими кружками в пользу самых важных, ему будет сложно отказаться от дел, на которые уже потрачено столько сил и времени.
  5. Между школьными и внешкольными занятиями детям необходимо предоставлять перерыв для отдыха – не менее 1 часа.

Нормы времени занятий в кружках и секций по возрастам

Возраст ребенка определяет уровень допустимой для него нагрузки, с которым нужно считаться как родителям, так и руководителям детских кружков, секций, школ, клубов по интересам.

Нормы, касающиеся времени начала и окончания занятий, их продолжительности, количества перерывов, определены Республиканским центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

Как уже было сказано выше, между занятиями в школе и в заведениях дополнительного образования обязателен перерыв не менее 1 часа.

Начало занятий в детских кружках и секциях возможно не раньше 8.00 (оптимально – начиная с 9.00). Время окончания занятий определяется возрастом ребенка:

  • младший школьный возраст (6-10 лет) – не позднее 20.30;
  • средний и старший школьный возраст (с 10 лет) – не позднее 21.00.

Занятия могут проводиться в любой день недели и месяца, включая выходные и дни каникул. Максимальное количество занятий в неделю и их продолжительность зависит от возраста ребенка:

  • дошкольный возраст – 2 занятия в неделю продолжительностью до 35 минут каждое;
  • младший школьный возраст – до 4 учебных часов (1 учебный час = 45 минут) в неделю;
  • средний школьный возраст – до 6 учебных часов в неделю, не менее 2 раз в неделю;
  • старший школьный возраст – до 10-12 учебных часов в неделю, не менее 3 раз в неделю.

Если ребенок посещает более одного кружка, недопустимо записывать его в два кружка одной направленности (к примеру, спортивные) в один и тот же день.

Время практической деятельности ребенка не должно превышать 60-70% от общей длительности занятия. А непрерывная практическая работа не может длиться более, чем:

  • дети 4-6 лет – 5 минут;
  • дети 7-9 лет – 7-10 минут;
  • дети 10-11 лет – 10-13 минут;
  • дети 12-13 лет – 15-18 минут;
  • дети старше 14 лет – 20-25 минут.

Типовые программы для учреждений дополнительного образования и учреждений общего среднего образования, разработанные Республиканским центром технического творчества учащихся, утвержденные Минобразования РБ и Национальным институтом образования, определяют возраст зачисления детей в различные учреждения дополнительного образования следующим образом:

Направление деятельности Минимальный возраст на начало занятий
Художественный профиль
Хореография, изобразительное искусство, театральные, музыкальные дошкольный возраст
«Музыкальное», «Изобразительное», «Народное декоративно-прикладное», «Хореографическое», «Театральное», «Народное творчество», «Художественно-эстетическое» 6-9 лет (при 7-летнем курсе обучения) или 9-11 лет (при 5-летнем курсе обучения)
Кружок фотолюбителей 5 класс
Ручное ткачество 6-8 класс
Переплетно-реставрационное дело 5-9 класс
Кружок цифровой фотографии 8-11 класс
Спортивно-технический профиль
Автомоделирование, моделирование транспортной техники, ракетно-космическое моделирование, авиамоделирование 5-9 класс
Кружок автоконструкторов-картингистов 4-7 класс, допускается с 6 лет
Кружок мотоциклистов 7-10 класс
Кружок юных водителей мопедов 4-7 класс
Радиоспорт, спортивная радиопеленгация, многоборье радистов 5-9 класс
Технический профиль (подготовительные занятия)
Начальное техническое моделирование, электрифицированная игрушка 1-4 класс
Начальное моделирование транспортной техники 4-8 класс
Технический профиль
Столярно-конструкторский кружок 6-7 класс
Резьба по дереву 12 лет
Радиоконструирование, радиоэлектроника 5-7 класс
Электронная автоматика 6-7 класс
Кружок юных менеджеров 9-11 класс
Машинопись и делопроизводство 8-9 класс
Технология и физика металлов 8-11 класс
Информатика и программирование 13-14 лет, допускается с 8 лет
Компьютерная графика 9-11 класс
Практическая астрономия 6-8 класс

Специально для lovingmama.ru

Источник: http://LovingMama.ru/article/1058-v-kakom-vozraste-otdavat-rebenka-v-kruzhki

В какой кружок отдать ребенка: быстрее? выше? интереснее! | портал кидпассаж

В какой кружок отдать ребенка: быстрее? выше? интереснее! | портал кидпассаж

Петя тратит 1/3 своего времени на игру в футбол, 1/5 – на учебу в школе, 1/6 – на кино, 1/70 – на решение олимпиадных задач и 1/3 – на сон. Можно ли так жить?

(Школьная задача)

Большинство детей охотно занимаются самыми разными делами. Пробовать все, подражать взрослым – это способ дошкольников познавать мир. Расширять представление о своих возможностях – это мотивация школьников.

Как выбрать кружок для ребенка, чтобы занятие приносило пользу, – это животрепещущий вопрос всех родителей.

Об аргументах в защиту дополнительного образования и о том, какие занятия подходят детям разного возраста, вы узнаете из нашей статьи.

Польза дополнительного образования

Родители давно не отдают своих детей в кружки и спортивные секции только для того, что ребенок «без дела не сидел и по улице не шатался». Вот как выглядят современные доводы в пользу дополнительных занятий для ребенка.

  • Смена обстановки. После школьных занятий ребенку полезно переключиться на неформальную активность – подвигаться, пообщаться с другими людьми, поиграть, пошуметь.
  • Эмоциональная разгрузка. Пересидевший за партой ребенок интуитивно ищет другое занятие – оно помогает вернуть краски жизни.
  • Укрепление здоровья. К общему физическому развитию, которое дает спортивная секция или хореографический кружок, добавляются психологические навыки – вырабатывается упорство, умение преодолевать препятствия, справляться со страхом.
  • Знакомство с разными занятиями. Можно перебирать увлечения, чтобы найти то, которое придется вашему чаду по душе: пробовать себя в разных видах спорта, лепить и рисовать, участвовать в театральной сценке, размышлять над головоломкой.
  • Развитие талантов. Иногда выраженные способности проявляются уже в раннем возрасте. Как знать, может, именно ваше дитя станет в будущем знаменитым певцом, выдающимся художником, олимпийским чемпионом.
  • Развитие слабых сторон. Подходящие занятия помогут укрепить здоровье болезненного малыша, придать уверенности стеснительному ребенку, выработать у юного мечтателя умение сосредоточиться, научить непоседу справляться с заданиями, требующими усидчивости.
  • Выработка ответственности и самостоятельности. Пока ребенок мал, родители помогают ему собраться на занятия и вовремя попасть в кружок. Но позже ребенок сам учится отвечать за сборы, расчет времени на дорогу, заботиться о расходных материалах для занятий. Одновременно вырабатывается умение ставить цели и искать способ их достижения.
  • Совершенствование коммуникативных навыков. За небольшим исключением, кружки и секции предполагают групповые занятия. Ребенку приходится взаимодействовать с людьми разного возраста, находить общий язык, договариваться, сотрудничать. Неформальная обстановка и наличие общих интересов способствуют тому, чтобы ребенок раскрывался и завязывал дружеские отношения с другими детьми.

Не обязательно руководствоваться всеми пунктами списка. Достаточно определиться, что вам важнее всего – физическое развитие ребенка или путь к чемпионству, возможность  узнавать как можно больше о разных занятиях или достигать мастерства в чем-то одном, выявление способностей или поиск дела, от которого ребенок будет получать удовольствие.

Кружки и секции для детей дошкольного возраста

По мнению педагогов, ребенок 3-4 лет уже готов заниматься в кружках. В этом возрасте можно присматриваться к интересам ребенка. Бывайте вместе с ним на различных фестивалях и соревнованиях, посещайте мастер-классы и пробные занятия, ходите на детские лекции в музеях.

Направление занятий может быть любым, а выбор можно считать успешным, если:

  • Занятия в кружке не напоминают школьные уроки. Для дошкольников игра – самый лучший способ знакомства с миром.
  • Руководитель кружка или секции способен увлечь вашего ребенка и уделить ему достаточно внимания.
  • Кружок поощряет естественную любознательность ребенка и отвечает его склонностям.

На вопрос, с какого возраста отдавать ребенка в спортивную секцию, есть разные варианты ответов. В оздоровительных секциях могут заниматься дети любого возраста, поскольку главная цель таких занятий – закалить ребенка, укрепить его здоровье.

Секции, нацеленные на высокие спортивные достижения, принимают детей не  младше 4 лет. В то же время дошкольникам рекомендуются занятия теми видами спорта, в которых риск травматизма минимален. Это прежде всего плавание и легкая атлетика.

Такие занятия способствуют общему физическому развитию и позволяют впоследствии переключиться на другие виды спорта. Раздумывая, как выбрать спортивную секцию для ребенка, учитывайте и другие его занятия. Если дошкольник достаточно двигается на хореографии, его вполне можно записать в секцию шахмат.

Наоборот, ребенку, долго сидящему за мольбертом или пианино, желательно подобрать подвижный  вид спорта.

Кружки для школьников

Чем старше ребенок, тем больше у него собственных представлений о том, чем он хочет заниматься. У одних детей могут быть явные способности, другие хотят посещать кружки за компанию с друзьями, третьи стремятся подражать кумирам. Занятия в некоторых  кружках и секциях для подростков даже могут перерасти в профессию.

Все это заслуживает поддержки со стороны родителей, даже если идет вразрез с их мечтами. Но нередко бывает и так, что школьник не проявляет интереса ни к одному из занятий. Причины могут быть разными, вплоть до страха перед чем-то новым и неуверенности в своих силах.

Принуждать такого ребенка к посещению кружков – не лучший вариант.

Можно искать мотивацию: договориться о пробном месяце занятий и хвалить даже за минимальный успех; наблюдать за склонностями и предлагать соответствующие занятия; записать ребенка в спортивную секцию или кружок, где ребенок будет чувствовать себя успешным; подкреплять желание пробовать себя в разных сферах; поддерживать выбор ребенка, даже если он не кажется вам полезным или престижным.

В школьном возрасте все еще важна личность преподавателя или тренера. Это именно тот человек, который способен на занятиях подать пример увлеченности, целеустремленности, упорства или нестандартного мышления. Разумеется, от преподавателя ожидается уважение к детям.

Советы по выбору кружка

Обычно запись в кружки и секции проходит в начале учебного года, хотя иногда к занятиям можно присоединиться в любое время. Многие студии, школы, кружки, секции устраивают дни открытых дверей, когда можно побольше узнать о занятиях и перспективах. Неплохо поинтересоваться оснащенностью кружка (хотя это не всегда играет главную роль).

Прежде чем отдать ребенка в кружок или секцию, нужно решить несколько технических вопросов. 1. Сможет ли ребенок быстро добираться на занятия? Желательно, чтобы дорога не занимала много времени. Также нужно знать, сможет ли ребенок самостоятельно ходить в кружок или ему понадобится сопровождение. 2.

Подходит ли вам стоимость занятий? Взвешивайте свои возможности, предполагая, что ребенок будет заниматься регулярно на протяжении нескольких лет. Учитывайте стоимость материалов для художественной школы, костюмов для хореографических студий, другие расходы, связанные с занятиями.

3.

Достаточно ли времени у ребенка останется на отдых, игры, удовольствия? По мнению психологов, у детей должна быть возможность иногда ничего не делать. Да и просто погулять на свежем  воздухе полезно.

Что делать, если ребенок потерял интерес

Кажется, все так хорошо начиналось – было желание, была увлеченность, были успехи. И вдруг ребенок всеми способами начинает увиливать от занятий и приходит в уныние, если увильнуть не удалось.

Не спешите сразу предложить ему другой кружок: иногда ситуацию можно исправить. Дошкольники часто теряют интерес, столкнувшись с первыми трудностями. Помогите своему ребенку пережить неудачи, увидеть удовольствие в самом процессе занятий.

Добившись успехов, дети обычно сами стремятся продолжать начатое.

Источник: http://kidpassage.com/publications/v-kakoy-kruzhok-otdat-rebenka

Подбираем кружки и секции ребенку

Пришла осень, а значит, стартовал очередной виток занятий, кружков и секций для детишек. Как подобрать сыну или дочке подходящие занятия, которые принесут и пользу, и радость? Стоит ли переживать от быстрой потери интереса к кружкам? Надо ли настаивать и как не перегрузить? Давайте присмотримся.

Что дает дополнительное образование?

Считается, что есть основное, обязательное образование и образование дополнительное. Обязательное – это весь тот пакет, который нашим детям дают в садиках и школах, он нас точно не минует: проект «Я будущий избиратель» в подготовительной группе детского сада, математика по Петерсон и тема «Что такое семья» по окружающему миру в 5 классе.

А вот дополнительное образование – все кружки и секции, музыкальные и художественные школы, фигурное катание с 4 лет или бассейн, — все это богатство выбора совершенно добровольное.

И перед тем как вы поведете малыша в студию танца или отправите школьника в Дом творчества на кружок краеведения, стоит разобраться для себя, какие корыстные цели вы и ребенок преследуете в этом деле.

В зависимости от характера и способностей ребенка, цели могут быть самыми разными:

  • эмоциональная разгрузка и развлечение – например, после школьного дня в изостудии или кружке бисероплетения;
  • развитие конкретных навыков и талантов – в той же изостудии, только чуть более пристально;
  • общение, умение строить отношения с другими детьми и взрослыми, работать в группе – например, в технологическом кружке, где дети вместе собирают роботов из Лего;
  • укрепление здоровья – в любой спортивной секции;
  • поддержка «слабых сторон» организма или характера — скажем, лечебная физкультура и бассейн для ребенка с неврологией или танцевальная студия для пухленького малыша;
  • проба самых разных направлений деятельности, чтобы ребенок видел, чем богат мир и на собственном опыте понимал, что ему нравится, а что не увлекает, в чем он силен, а в чем не очень. Это могут быть самые разные кружки: в прошлом году рисование, акробатика и конструирование, в этом — театральная студия, танцы, кружок овощеводства и китайский язык;
  • для многих важен дисциплинарный и организующий мотив: у ребенка должно быть хорошее развивающее дело, в котором он совершенствуется, делает успехи и не болтается попусту – это и музыкальная школа, и спортивная секция на много лет, и танцы;
  • почти профессиональное развитие – для детишек с ярко выраженными талантами в музыке, спорте, рисовании, технологиях.

И если понимать, чего вы и ребенок хотите от каждого конкретного кружка, то вам легче будет принять решение, когда вдруг возникнут какие-то сложности с посещением занятий (потеря интереса, усталость, отсутствие времени, финансовый кризис).

Скажем, на батуты мы будем ходить ради здоровья и дисциплины, в изостудию – потому что рисует хорошо и с желанием, вдруг это поможет стать художником или дизайнером, а в кружок «Домашний зоопарк» – ради приятного общения, впечатлений и мимими с животными. И тогда многое проясняется.

Например, если не ладится на батутах, то за здоровьем и дисциплиной мы перейдем на айкидо, в бассейн или на акробатику. Если не ладится с рисованием – то сохраняем само направление, но ищем другого преподавателя или изостудию, в которой ребенку будет интересно и комфортно.

А если не складывается с «Зоопарком», то спокойно уходим из кружка или ищем другой способ релаксации.

Аутотренинг для родителей

Но прежде чем определяться с целями и кружками для детки, психологи предлагают всем родителям сесть в позу лотоса или поудобнее лечь на диванчике, закрыть глаза и начать самовнушение: «Мой ребенок – это не я. А я – это не мой ребенок.

Это я в детстве хотела рисовать, а меня отдали в музыкальную школу. Это я так и не научилась делать сальто и выступать перед незнакомыми людьми с речью.

А мой ребенок любит возиться с конструкторами и играть в футбол, хотя мне это кажется скучным и недостаточно утонченным. Но я не стану записывать его в изостудию, а буду готова водить на футбол и кружок конструирования, где ему расскажут про зубчатую передачу.

А для себя… Для себя я пойду на рисование для взрослых! И йогу в гамаках. Потому что мой ребенок – это не я, а я – это не мой ребенок».

Значение преподавателя в кружке или студии

Есть одна простая закономерность: чем младше ребенок, тем больше успех занятия зависит от преподавателя. В старшем возрасте детка уже может опереться на самостоятельный интерес, на свой прогресс и вредность, но у малышей почти все зависит от руководства.

Проще говоря, если ребенок дошкольного или младшего школьного возраста теряет интерес к занятиям, то это, скорее всего, вопрос не к нему, а к педагогу. Ребенка, в сущности, можно увлечь почти любым делом, но далеко не каждый ведущий кружка, студии или секции обладает необходимым для этого талантом.

И вообще говоря, преподаватель, его увлеченность, его любовь к своему делу и к детям – это главный критерий, по которому лучше выбирать занятия. Если ребенок ждет очередного занятия, бежит на него впереди родителя, а возвращается в хорошем настроении – это просто отличный показатель.

Впрочем, когда ребенок приходит нехотя, но в процессе «разгоняется» и занимается с удовольствием, — это тоже хороший знак.

Поэтому будет очень здорово и правильно, если мама или папа сперва познакомятся с преподавателями в кружках, поговорят с ними – и чаще всего быстро поймут, будет ли их ребенку с этим педагогом хорошо и полезно заниматься.

Если вы записались в кружок, и спустя пару-тройку посещений ребенок говорит, что ему все не нравится, расспросите его, как ведет себя преподаватель, что он говорит детям, что делает, понаблюдайте за общением педагога и детей до или во время занятий.

Может быть, ребенку некомфортно заниматься именно из-за несовпадений характерами и прочими гранями с преподавателем. В таком случае грех стесняться: просите о смене группы или поищите другой кружок, ибо в неуютной обстановке пользы для детки будет мало.

Если ребенок быстро теряет интерес к занятиям

Многие родители переживают, если ребенок быстро теряет интерес к одному кружку, увлекается другим, потом разочаровывается и в нем… Но честно говоря, ничего плохого в этом нет. Это очень важная и ценная возможность – попробовать разные сферы деятельности.

Когда мы можем позволить себе такую роскошь, как не в детстве или в юные годы? И если ребенок уже отбросил танцы, борьбу, футбол, музыку и вязание крючком, то может, однажды он найдет себя в театральной студии, компьютерной графике или йоге.

Дети не всегда могут интуитивно выбрать те занятия, которые принесут им радость и пользу, опыта не хватает.

Очень часто они хватаются за какие-то кружки и секции, потому что их что-то впечатлило, потому что они не хотели огорчать маму с ее вопросом: «А хочешь петь в хоре?» Или потому что они как-то идеально представляли себе занятия и нафантазировали вокруг них много прекрасного, что не совпало потом с реальностью. Пробовать и бросать – это совсем не плохо. И будет еще лучше, если родители не станут винить и стыдить ребенка, а помогут разобраться, почему он передумал, что было трудно или скучно, чего он ожидал и что получил (в том числе положительного). И главное – чего он хочет теперь и чего ожидает от следующего кружка.

Здесь, конечно, стоит помнить, что успех во многом связан с увлеченностью преподавателя. Еще нужно учитывать, что многим детям нелегко строить отношения с другими ребятами и взрослыми, им нужна поддержка.

Поясните чаду, что он не один стесняется или втайне переживает и боится общаться – большинство детей в группе чувствуют то же самое, хотя и стараются «держать марку».

Еще ребенку может помочь своя компания: если детка ходит на кружок с другом или братом/сестрой, то интерес к занятиям наверняка будет более устойчивым.

И очень поддержит ребенка его прогресс, который замечают взрослые: «Ты играешь на пианино уже почти как взрослый музыкант, на слух я бы не отличил… Мне так нравится, как ты нарисовал вот эти веточки, здесь такие полутени… Я видел, как ты отбил вот ту сложную подачу…» — искренний интерес и помощь в развитии всегда стимулируют заниматься лучше.

Если ребенок хочет бросить кружок

Когда встает вопрос, стоит ли продолжать занятия, которые неприятны ребенку, — здесь лучше быть честными. Дети всегда с удовольствием и готовностью занимаются тем, что нужно им самим – хотя и не всегда с очевидным результатом.

Можно три года с восторгом ходить в бассейн и так и не научиться плавать (зато поддерживать здоровье и мышечный тонус на хорошем уровне). Можно с нытьем ходить на акробатику, крутить колесо и безрадостно садиться на шпагат, закончить музыкальную школу и после этого не подходить к фортепьяно.

Маленькие дети и взрослые люди одинаковы в одном: они могут быть эффективными лучше всего в том, чего они сами хотят. И не всегда детские цели совпадают с целями родителей и педагогов. Поэтому гибкость – наше оружие.

Постарайтесь выяснить, что нравится вашему ребенку на самом деле, – и помогите ему расти в этом направлении, ищите компромиссы, интересные варианты. Если он рисует роботов и комиксы, но плюется от изостудий, потому что там надо работать с красками, – поищите педагога и, может быть, компанию детей для занятий графикой.

Если он два года ходил на бальные танцы и все-таки хочет бросить, — поразмышляйте с ним, что здесь не так, объясните, что все это важно для здоровья, красивой фигуры и организованности (к вопросу о целях) и найдите вместе замену. Пусть это будут не танцы, а айкидо, йога, гимнастика.

Если ребенок сопротивляется занятиям, то это может означать разное: он устал, ему неинтересно, у него разлад с педагогом, у него сложности с другими детьми, он хочет переключиться на что-то другое – так сразу ребенок не скажет, в чем дело, он ведь и сам не знает, это можно прояснить только в мирных разговорах со взрослым. И здесь важно разобраться: может быть, нужно помочь ребенку преодолеть какие-то сложности и препятствия (неумение налаживать отношения с другими детьми, например) – и он с удовольствием будет заниматься дальше. А может быть, разговоры покажут, что в этом кружке «дело труба» — и его действительно лучше оставить.

О давлении на ребенка ради результата

Многие «старорежимные» педагоги до сих пор настроены на натаскивание «неразумных детей» на результат, без сюсюканья и снисхождения. Иногда они могут проделывать это вполне изящно и даже в рамках комфорта и корректности.

 Опыт показывает, что обучить способного ребенка потрясающим вещам против его воли – можно! – но ребенок заплатит высокую цену, причем, отсроченно, во взрослом возрасте.

И если вы видите «железную руку» педагога, ощущаете его психологический прессинг на ребенка, а то и на вас, — стоит быть настороже и, возможно, сменить педагога (особенно если ваш ребенок – чувствительная и ранимая птица).

Многие родители соглашаются с жесткими методами преподавателей и тренеров «ради светлого будущего» ребенка, но звездами спорта и балета или виртуозными музыкантами становятся единицы детей, а ломаются в этой гонке тысячи.

Подавлять ребенка может и учебная нагрузка. Универсальных советов здесь нет, потому что все дети разные, иные малыши ходят в 6 секций одновременно и просят добавки, а для какого-нибудь интровертного тихони и двух занятий в неделю будет многовато. Поэтому стоит отталкиваться от детского самочувствия, наблюдать за детьми и регулировать нагрузки.

О сложностях мы сказали много слов, но прежде всего, дополнительное образование – это новые друзья, новый опыт, истории и приобретения. Остается пожелать, чтобы наши дети с помощью скромных кружков и секций открывали для себя безграничные просторы жизни и строили себя. И чтобы нам было легко и радостно их туда водить!

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/development/7674.html

Нужны ли ребенку кружки и секции?

Здравствуйте, дорогие друзья!

Многие мамы задаются вопросом, когда и с какого возраста можно уже отдавать малыша в какой-то определенный или какой- нить вообще кружок. Но так же многие мамы даже и не подумывали об этом, им прекрасно живется и без подобного рода занятий.

Я отношусь к первой категории и меня волновало много вопросов, относительно выбора секции для своего сына, в частности: куда, когда, с какого возраста, нужно ли, интересно ли будет ребенку?  Все эти вопросы роем кружились в моей голове и я начала мозговой штурм, когда моему сыну исполнилось 6 месяцев. Но вообще я подумывала и раньше, но не было времени и сил на дополнительную деятельность.

Итакс, нужно ли водить ребенка в кружки и секции? Рассмотрим все плюсы и минусы посещения подобных мероприятий. Узнаем возможные варианты занятий для детей в возрасте от года до школы.

Плюсы

  1. Смена впечатлений. Если ребенок ходит в сад или находится дома с мамой изо дня в день, это прекраснейший вариант сменить обстановку. Получить новые ощущения как в общении, так и в деятельности. Другие стены, другие люди, другая атмосфера. Пусть ребенок здесь и не в первый раз, но все равно другие игрушки, другие ребята.

    Так же может быть поводом для раннего ухода из сада например. Моя подруга забирает сына из садика 2 раза в неделю сразу после полдника и они едут на тренировку и в бассейн. Так ребенок безмерно счастлив, что его забрали пораньше, хотя в сад ходить любит.

  2. Ребенок занят делом.

    Это наиболее мотивированная для родителей причина, чтобы увлечь ребенка каким-нибудь делом, для того чтобы он бесцельно не болтался дома, а заодно и приобрел какой-то полезный навык.

  3. Общение. Возможность завести новых друзей и знакомых как ребенку, так и вам, дорогие взрослые.

    Как часто, ожидая в холле ребенка мы невольно беседуем с другими мамочками. Так же это полезно особенно для стеснительных детей, которые сторонятся заводить новые связи, здесь обстановка намного теплее и ближе, деток объединяет общее дело и общение происходит как бы между прочим.

  4. Ответственность, память, внимание, самостоятельность.

    Все эти качества ребенок приобретает, конечно с возрастом, сначала мама руководит процессом, но потом ребенок начинает самостоятельно вести деятельность, возможны какие-то задания для повторения дома, он готовит себе сумку с принадлежностями, знает, когда нужно идти.

  5. Развиваемся. Развиваем ребенка и его способности.

    Смотря какого наклона кружок конечно. Физические, интеллектуальные или творческие успехи через некоторое время систематических посещений не заставят себя ждать.

  6. Повышение уровня самооценки и уверенности в себе. Особенно, когда ребенку нравятся занятия.

    Подбадривайте в неудачах, замечайте  победы, разговаривайте до и после занятий, обсуждайте: что хочет, что не хочет, как прошло, что делали, что не смог сделать, что хотел сделать? Это вас еще больше сблизит.

Минусы

У каждой монетки есть оборотная сторона, взглянем и на нее:

  1. Нагрузка. Но здесь можно регулировать ее уровень. Не нужно таскать ребенка семь дней в неделю по всевозможным кружкам. Если вы заметили, что ребенок начал сильно уставать, переутомляться,  откажитесь от плотного графика, посещайте мероприятия реже.
  2. Спланировать распорядок занятий ребенка и учесть свои планы бывает не всегда возможно.
  3. Дискомфорт. Если ребенок будет ходить в кружок, который ему не интересен. Думаю хорошего здесь мало, вы только еще больше ухудшите отношения, разовьете комплексы у ребенка и думаю успехами будет радовать вас не часто.
  4. Продолжительность занятий тоже играет немаловажную роль. Исходя из индивидуальных особенностей ребенка вы должны оценить,  как отразится на здоровье вашего ребенка, не стоит его перегружать и изматывать. По принципу: «подольше позанимается, крепче спать будет». Переутомляемость будет накапливаться и тем самым снижается работоспособность и общие показатели активности и психического здоровья ребенка.

Как выбрать кружок или секцию для ребенка?

Выбор секции для ребенка может зависеть от многих факторов:

  1. Ваше время.
  2. Ваше желание. Ребенка придется туда отвозить или отводить, потом опять забирать или ожидать там, в чем согласитесь мало приятного. За это время можно было бы дома сварить отличный борщец. Выбирайте, что для вас важнее: с пользой проведенное время ребенка или ваше.
  3. Ваши финансы. В настоящее время все эти кружочки стоят не дешево, потянет ли дополнительную статью расходов ваш бюджет?
  4. Желание ребенка.
  5. Возраст ребенка. Во всех секциях есть свои возрастные ограничения.
  6. Территориальная удаленность. Некоторые секции находятся достаточно далеко от нашего проживания. Не каждый родитель способен после работы тащиться по пробкам в другой конец города, да и тащить еще и ребенка. Пока доедешь уже и заниматься не хочется, хотя бывают и такие случаи. Не все желанные секции имеются в городе, где проживаете.

Вы можете ранжировать в любой последовательности, так как важность данных вещей у каждого своя.

Варианты занятий

  • Спортивные секции. ребенок отлично развивается физически и психически. Развивается выносливость, ловкость, координация и равновесие. Он получает умеренная кардионагрузку, приобретает хорошую осанку, иммунитет. Ребенок собран, уравновешен, уверен в себе и своих силах. Общие: бассейн с рождения, всевозможные танцы с 3 лет, теннис с 5 лет.

    Для мальчишек: беговел с 1,5 лет, велосипед с 4 лет, картинг с 6 лет, биатлон, хоккей, футбол, единоборства с 5 лет. Для девочек: легкая атлетика с 4 лет, фигурное катание с 3 лет, балет.

  • Интеллектуальные кружки. Развивают память и логику. Иностранные языки с 3 лет, шахматы с 4 лет.
  • Творческие.

    Сейчас, в наше время существует множество школ раннего развития, где можно уже с года водить малышей на первые занятия лепки, рисования пальчиками и первыми знаниями об окружающем мире вместе с мамами. Мы посещали подобного рода мероприятия. Отлично развивают мелкую и крупную моторику, и в зависимости от направления: если ребенок рисует, то эстетический вкус, воображение, фантазию.

    Далее, когда ребенок подрастет, можете сменить сферу творчества и заняться уже более серьезным делом. Для мальчиков: выжигание, моделирование. Для девочек: шитье, вязание, мягкая игрушка, мыловарение, бисероплетение. Общее: изо, оригами, опыты, лепка.

  • Музыкальные.

    Развивают музыкальный слух, чувство такта, ритма, внимание, хорошо дисциплинируют, учат концентрироваться. Распространенные: скрипка, фортепиано, гитара, вокал.

Советы для родителей

  1. Зачем мы отдаем ребенка в кружки и секции? Подумайте, не заставляйте из-под палки идти на занятия, предложите альтернативу, предоставьте право выбора, пусть сам решит, куда хочет ходить. Если все же хотите, чтобы ребенок начал посещать именно эти занятия, то сумейте правильно мотивировать его, заинтересовать, проявите фантазию и смекалку, чтобы его увлечь и заинтересовать.

    Включайте, якобы для личного просмотра, видео, где, например, идут соревнования по легкой атлетике, если воспитываете гимнаста, а коли хотите скрипача, то включайте концерты.

  2. Обратите внимание, если ребенок не хочет идти, постоянно противится, может нужно сменить поле деятельности, поговорите с ребенком, расспросите его.

    Если разговор не дает ничего, то попробуйте как-нибудь невзначай спросить, наблюдайте за ребенком, что он смотрит: какие мультики, фильмы. Спрашивайте после просмотренного: понравилось? почему? чем увлекло? Так вы сможете понять, что нравится вашему малышу. Но как правило, дети открыто заявляют, чем они хотят заниматься.

    Только они так часто могут менять свое мнение, что за ним и не угонишься. Буквально сегодня он хотел кататься на великах, завтра он уже в футбол хочет, про завтра и подумать страшно. Конечно, это не значит, что нужно скакать из кружка в кружок каждый месяц. Объясняйте ему.

  3. Не гонитесь за знакомыми и подругами ради соперничества или зависти.

    Если они ходят на танцы, это не значит, что танцы будут нравиться и вашему ребенку. Хотя часто бывает, что дети и родители сплочаются и вместе ходят на занятия, все индивидуально. Акцент на том, что если ребенок не хочет, не настаивайте.

  4. Учитывайте темперамент и шкалу активности вашего ребенка. Если ребенок егоза, не может усидеть на месте, ему подойдут активные виды спорта.

    Лепка и конструирование корабликов покажутся ему скучным занятием.

  5. Если ребенок после занятий вам хочет продемонстрировать свои новые навыки и умения, не ссылайтесь на усталость и плохое настроение, обязательно оцените молодчинку.
  6. Если ребенок только начитает ходить в какой-то кружок, сразу не оплачивайте абонемент на несколько месяцев.

    Сейчас много проходит акций  подобного рода и родители, ради экономии приобретают абонементы на несколько месяцев вперед, не задумываясь над тем, если ребенок не захочет посещать секцию, я уже не говорю про другие обстоятельства.

Что думает ваш ребенок

Очень часто родители это мнение совсем не учитывают, ведь он еще мал и не может адекватно оценивать то, что ему нужно сейчас, а мы знаем, у нас же жизненный опыт…

На самом деле это не так. Даже 1,5 годовалого малыша уже можно понять без слов: нравятся ему подобные визиты или нет. Да, он не может вам сообщить вербально, но его настроение, его поведение, должно вам, как матери, дать точный ответ.

Не проживайте свою жизнь заново в своем ребенке. Если вы мечтали в детстве походить на волейбол, не нужно туда волоком тащить своего сына. Дайте ему решить самому.

Кружки и секции, приведенные здесь, это только те, которые вспомнила, на самом деле их бесчисленное множество, выбирайте, которые больше устраивают вас и вашего ребенка по личным критериям.

Спасибо, что дочитали до конца, было хоть интересно?

Надеюсь, что да. Пишите комментарии, какие секции посещаете со своим малышом, какие у него успехи?

Пока, пока!

С уважением, Юлия Полонская

Источник: http://polonskaya-blog.ru/nuzhny-li-rebenku-kruzhki-i-sektsii/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.