Организация быта с дошкольником и грудничком

Содержание

Обустройство быта с ребенком до года

Организация быта с дошкольником и грудничком

После того как в семье появляется новорожденный, жизнь всех членов семьи обычно сильно меняется.

Буквально в течение нескольких дней родителям (а также старшим братьям и сестрам, дедушкам-бабушкам и остальным имеющимся членам семьи) приходится пересмотреть свои привычки, распорядок дня, плотно поработать над обновлением интерьера квартиры, выбрать имя ребенку, обзавестись массой новых вещей (заглянув, например, в детский интернет-магазин) и освоить их использование.

Сначала у родителей голова идет кругом, и им кажется, что в жизни нет ничего сложнее, чем уход за малышом: кормление, купание, переодевание, пеленание ребенка (читайте статью как правильно пеленать ребенка с иллюстрациями), специальная обработка разных частей младенческого тела… Впрочем, через несколько недель все начинает идти по уже накатанной колее и многие родители вновь начинают вести активную жизнь. Главное заранее запастись информацией об адаптации новорожденного и терпением, чтобы все члены семьи дожили до этого момента без нервных срывов.

Тайм-менеджмент молодой мамы

Дефицит времени, так же как хронический недосып и невероятно ослабленный иммунитет, — одна из любимых «пугалок», которыми потчуют будущих мам мамы «со стажем» (зачастую представительницы поколения уже наших мам и бабушек). В реальности все далеко не так драматично. Ниже мы приводим несколько рекомендаций, основанных на опыте многих мам, успешно решивших проблему о том, что делать, когда не хватает времени.

По максимуму используйте различные блага цивилизации для облегчения своего существования

Вроде бы, банальная истина. Тем не менее до сих пор есть некоторые бабушки-тетушки, считающие, что радость материнства познается только через стирку пеленок и ползунков вручную.

Некоторые слабохарактерные молодые мамы ведутся на их провокации, и зря.

Стирать карапузу одежку в стиральной машине так же незазорно, как и готовить любимому супругу куриные котлеты в пароварке, а не настругивать ему вручную сельдь под шубой.

Досконально изучите, как следует организовать быт новорожденного

Используйте вменяемую современную литературу по педиатрии, а не руководствуйтесь советами тех же бабушек/тетушек.

Это нужно для того, чтобы, когда, не хватает времени, не делать «лишних движений».

Вот, например, вы уверены в том, что нужно гладить ребенку вещи, да еще с двух сторон? А между прочим, многие педиатры утверждают, что ношение выглаженных вещей сушит кожу младенца.

Точно так же нет необходимости мыть грудь перед каждым кормлением, сцеживаться после таковых, стерилизовать бутылочки, чтобы из них допоить малыша водичкой (его вообще не нужно допаивать), и делать массу других вещей.

На первый месяц после выписки не планируйте никаких важных дел

Лучше запаситесь кипой дисков с фильмами, которые вы давно мечтали посмотреть, но все никак не хватало времени, легкомысленными журналами, накачайте себе аудиокниг. Для многих мам первый месяц самый тяжелый. Потому что приходится полностью менять ритм жизни, привыкать к тому, что ты себе уже не принадлежишь, к ребенку и его режиму.

Осваивать позы для кормления, учиться купать чадо, чистить ему носик-ушки, укладывать ребенка спать, расшифровывать значение его крика и т.д. Так что вы столкнетесь скорее не с тем, что не хватает времени, а с тем, что вы будете пребывать в полном ступоре от массы новых впечатлений и обязанностей.

Поэтому настройтесь на то, что первый месяц вы по максимуму посвятите адаптации новорожденного к новой среде (приготовление еды лучше делегируйте мужу, маме или покупайте готовую в супермаркете или кулинарии). В то же время, скорее всего, у вас будет прекрасная возможность устроить себе, наконец, кино нон-стоп или послушать несколько аудиокниг любимого автора.

Это никак не помешает вам кормить или баюкать ребенка, но обеспечит приток столь необходимых в первый месяц после родов положительных эмоций.

Не пытайтесь «подстроить» ребенка под себя — лучше сами подстройтесь под ребенка

Если вам катастрофически не хватает времени ни на что, то пытаться решить эту проблему за счет жестких воспитательных мер в отношении новорожденного карапуза – не лучший выход. Потому что сам процесс воспитания детей до года методом дрессировки и запретов довольно неблагодарен: он отнимет у вас уйму и без того дефицитного времени, и не факт, что приведет к нужным результатам.

Лучше попробуйте подстроиться под ребенка. К примеру, вам нужно разогреть себе обед, а чадо не хочет в это время полежать в кроватке и начинает орать благим матом. Ну, и прекрасно: посадите его в слинг или положите в автокресло и идите разогревайте еду вместе. Или вы работающая на дому мама, вам нужно закончить заказ, и для этого вы хотите побыстрее уложить ребенка спать.

Но ваша свекровь настоятельно рекомендовала вам не укачивать ребенка перед сном и не давать грудь (чтобы не избаловался). При этом процесс засыпания с грудью и укачиванием занимает, условно говоря, 5 минут, а без того и другого – час (с криком и нервотрепкой).

Так что решайте сами, что вам важнее: удовлетворить свекровь или получить лишние 55 минут свободного времени и довольного и спокойного ребенка.

Если не хватает времени на дела, «делегируйте» частично полномочия по уходу за ребенком другим членам семьи

Главное, чтобы каждый из них нашел себе дело по вкусу. Наверняка дедушка не откажется хотя бы 2-3 раза в неделю погулять с коляской; папе можно дать задание найти в интернете комплекс гимнастики для младенцев, чтобы он каждый день занимался ими с наследником после работы, и т.д.

Таким образом вы сможете, не нарушая режим дня ребенка, найти время и для себя. Кстати, если с помощью родственников у вас в семье туго, то можно нанимать няню специально для прогулок с коляской.

Такие услуги недороги, а для мамы, которой не хватает времени, эти 2-3 часа в день могут стать настоящим спасением

Источник: https://detyvradost.ru/obustroystvo-byta-s-rebenkom/

Как все успеть с грудным ребенком: практический опыт мамы

Добрый день! Одна из самых обсуждаемых тем среди молодых мам — как все успеть с грудным ребенком? Как получать удовольствие от жизни, находить время на себя и готовить еду, если в доме появился крошечный человечек?

Для деток постарше — «Как все успеть с маленьким ребенком без усталости и потери сил?» — написано через год.

Для совсем маленьких — «Наш день с двумя детьми. Первые месяцы», «Первый месяц жизни: как не сойти с ума»

Также рекомендую прочитать «Жизнь в радость», «Почему устают мамы?»

Конечно, универсальных советов здесь быть не может. Все детки разные. Всем нравятся разные игры. У всех разный уровень спокойствия… Да что там говорить! Один и тот же ребенок в таком возрасте за месяц меняется до неузнаваемости! Здесь я постараюсь изложить основные принципы своей жизни с грудным ребенком, а в конце опишу, как проходит наш день.

Нашей дочке почти 8 месяцев. Я все успеваю. И на протяжении всех 8 месяцев у меня получалось успевать делать хотя бы необходимый минимум… Были и сложные периоды, и более простые…

Иногда приходилось носить ребенка кругами по квартире почти круглосуточно (в этом периоде мне активно помогал муж)… Многодетные мамы начнут ухмыляться: «Да что там успевать! Всего один ребенок! Я с одним тоже все успевала!» Да, всего один ребенок…

Поэтому эта статья — о том, как все успеть всего с одним грудным ребенком.

Не надо ждать, когда малыш уснет

Многие мамы стремятся отложить приготовление пищи и уборку на самый золотой период… Когда малыш заснул. Да, в некоторых случаях это — единственный выход. Особенно в самом начале, когда ребенок все время лежит у вас на руках.

И орет при малейшей попытке засунуть его в шезлонг, под мобиль, либо в какое-то другое «неподходящее» место.

Преимущества этого периода — за ребенком не нужно ползать по всей квартире, он требует не так много эмоциональных сил (особенно, если колики не сильно беспокоят), много спит и довольствуется малым. В этом случае я бы рекомендовала отдыхать вместе с ребенком, а работать, когда малыш спит.

С «ручным» малышом обычно можно спокойно смотреть фильмы, читать электронные книги (с телефона или планшета), просто лежать и кормить грудью… Желательно научиться есть одной рукой, протирать стол одной рукой и вообще почти все как-то делать одной рукой.

Но если малыш уже немного подрос… Готовьте вместе с ним. Почти у каждого ребенка есть хоть какой-то «игровой» период… В который он готов сидеть в шезлонге или в манеже и теребить незнакомый предмет. Обычно это 10-30 минут.

Конечно, в будние дни не нужно готовить блюда, активное время готовки которых больше 20-30 минут. Активное время готовки — это когда вы что-то чистите, режете и т.д. Главное правило — сначала все нарезать, а только потом все жарить/тушить/варить.

Иначе ребенок может устроить скандал в самый неподходящий момент. Если малыш сидит на кухне не больше 10 минут — готовим в два или три этапа! Сначала что-то одно порезали… Потом перерыв… Порезали что-то другое…

И дальше все само тушится, а мы раз в 5-10 минут проходим мимо, помешиваем и контролируем процесс.

Многие советуют молодым мамам использовать полуфабрикаты, замороженные овощные смеси… Если честно, я их использовала всего пару раз, когда было совсем плохо с готовкой… Есть миллион блюд, которые вы прекрасно сделаете за 20 минут! Сварить рис, гречку, макароны…

Разве сложно? Порезать кабачки, цветную капусту, болгарский перец… Разве долго? Да даже если готовите мясо… Его можно мелко порубить за 15 минут, а дальше все само тушится. Конечно, в нашей ситуации нужно выбирать идеальное мясо, из которого не нужно полчаса вырезать жир и жилки.

Но ребенок — не повод перестать нормально питаться.

Что делать, когда малыш заснул?

Конечно, все равно найдутся такие дела, которые нельзя совместить с бодрствующим грудным ребенком. Но таких дел должно быть очень-очень мало. И желательно их всех постараться переделать в выходные. У меня сейчас таких дел нет. Все можно разбить на маленькие этапы по 5-10 минут.

Поэтому если ребенок заснул — отдохните сами. Уделите это время себе. Примите ванну. Почитайте книжку. Посидите в интернете… Еще очень важно — заранее придумать, чем вы займетесь в эти свободные минуты. Наша дочка иногда спит днем минут по 20-30, если я половину этого времени буду решать, чем бы заняться…

Можно потерять множество драгоценных минут.

Как успевать радоваться жизни каждый день?

  • Займитесь саморазвитием. Материнство — уникальная возможность для саморазвития. Играете с грудным малышом? Ходите кругами по квартире, качая свое чудо? Включите аудиолекции либо видеозаписи семинаров. Темы могут быть любыми — женственность, воспитание детей, питание, работа над своим характером, духовность… Это помогает не сойти с ума от однообразных будней.
  • Найдите себе хобби. Это то, чем вы будете заниматься в свободные минуты, если нет необходимости в дополнительном сне. Вышивание, обработка фотографий… Для меня это — мой блог.
  • Приобщитесь к современной технике… Например, сидеть «» или на других сайтах можно и с телефона… Держа в другой руке уставшего малыша.
  • Не забывайте о себе. Ухаживайте за своим телом, больше отдыхайте… Не становитесь загнанной лошадью. (Подробнее об этом — в статье «Восстановление после родов»)
  • Не забывайте про мужа. Отношения между родителями — это невероятно важно и для вас, и для ребенка. Довольный муж будет чаще вам помогать… Ребенок будет расти в гармоничной семье… Чистая крепкая любовь даст много новых сил, позволит вам с легкостью преодолевать большинство испытаний. («Как сохранить любовь после рождения ребенка»
  • Ищите новые варианты игр с ребенком. Пробуйте новые способы развития детей. Хорошие идеи можно взять с проекта Лены Даниловой:
  • Долой перфекционизм!! Идеальная чистота в доме и обед из трех блюд возможны, но только если к вам приходит няня и домработница… Либо ваши любимые родственники. У нас ни тех, ни других нет, поэтому мы убираемся только на выходных. В будни — только необходимый минимум. Уборка на кухне, пропылесосить, протереть полы… Все это занимает минут 20. Ах да, если даже вы решили мыть полы каждый день, не стоит относиться к такому мытью очень ответственно. Быстренько протерли все тряпкой — и достаточно! Вымывать каждую щель стоит только на выходных. Если не ставить себе непосильные задачи, вопрос «как все успеть с грудным ребенком?» сам отпадает!
  • Ложитесь спать вовремя! Если ваш ребенок засыпает в 22 часа, не стоит засиживаться в интернете до 1 ночи!

Как проходит наш день? Как все успеть с маленьким ребенком на практике?

Подъем около 6 утра. Я меняю дочке памперс, мою… Оставляю голой в кроватке на 10 минут. Кроватка с мягкими бортами — единственное безопасное место, там можно оставить ребенка без присмотра и уйти самой в ванную. За эти 10 минут я успеваю принять душ, причесаться, накраситься и одеться. А ребенок, довольный, выворачивает всю кроватку вверх дном, встает у бортиков, куда-то лезет и т.д.

Затем идем на кухню. Ребенок еще в хорошем настроении, обычно спокойно сидит в автокресле, пока я привожу кухню в приличный вид.

Следующий шаг — игры в комнате. Стараемся не шуметь, папа еще спит… Возимся на полу, топаем, держась за ручки…

Снова идем на кухню. Я завтракаю (творог и фрукты). Время уже — около 7:30. Иногда готовлю завтрак мужу, но в большинстве случаев он ест то, что уже приготовили вчера.

Встает муж. Общаемся с ним… Незаметно проходит время, ему пора уходить на работу.

Снова играем. Я с чистой совестью включаю лекции или семинары, слушаю, параллельно топая с дочкой.

В 10-11 часов дочка засыпает. Иногда — на час. Иногда — на полчаса. В это время я обычно пишу статьи для блога. Либо публикую уже написанное, читаю чужие блоги… Иногда — просто лежу в ванной. Иногда — просто читаю. В общем, это — мое время. Ни о каких домашних делах не думаю.

Дочка просыпается, мы обедаем, затем идем гулять. Я стараюсь вести гулять ее после сна. Чтоб она не вздумала спать на улице.

Нагулялись, много новых впечатлений, хорошее настроение… Наступает время домашних дел. Сажаю дочку в автокресло на кухне, готовлю еду. После этого — снова играем под мои лекции. Если нужно дополнительно где-то убраться — сажаю ребенка в кроватку на 10 минут. Иногда к вечеру дочка снова засыпает. В этот период я почти всегда что-то читаю.

Муж приходит в разное время. Иногда — уже в 16 часов, иногда — в 22. Но это не сильно влияет на наш распорядок дня. Если он приходит раньше 21 — мы вместе ужинаем, общаемся… Где-то в 21 час я отдаю мужу ребенка и ухожу в ванную. На 15-40 минут, в зависимости от своей усталости. И от усталости мужа. Ложимся спать все вместе в 22 часа.

Этот распорядок дня постоянно меняется. Дочка растет, вводит свои коррективы. Главное для мамы — быть гибкой. И не ждать, когда малыш вырастет. Научиться наслаждаться каждым днем уже сейчас, уже сегодня.

.. Получать удовольствие от общения именно с таким ребенком, какой есть сейчас. Приспосабливаться… И не забывать о собственном развитии. Тогда станет проще понять, как все успеть с грудным ребенком.

Я желаю вам и вашим деткам здоровья!

Настоятельно рекомендую прочитать более поздние статьи «Жизнь в радость» и «Почему устают мамы?»

Поверьте, все успеть с одним грудным ребенком — очень просто, если иметь правильный настрой. Эта статья была написана в марте 2014 года. Сейчас (конец 2015) у меня двое детей, и я прекрасно понимаю, что один ребенок — это курорт 🙂

Подпишитесь на обновления блога! До встречи.

Источник: http://pozdnyakova.org/kak-vse-uspet-s-grudny-m-rebenkom/

Как молодой маме обустроить быт?

Разве можно успеть сделать все домашние дела, если в сутках всего 24 часа, а у вас на руках малыш? Легко!

Быт с ребенком

Часто с рождением ребенка все в доме начинает идти кувырком: кажется, что малыш занимает внимание родителей 24 часа в сутки. Но и с маленьким человечком можно организовать свой быт так, чтобы все успевать и при этом не валиться с ног от усталости.

Для того чтобы существенно облегчить себе ведение хозяйства вместе с ребенком, примите на вооружение следующий план действий.

Успокоиться!

Выдохните и на минуту забудьте обо всех делах. Волнения и суета не помогут ни преобразить дом, ни стать счастливее. Перестаньте пытаться успеть все.

Смиритесь с тем, что время и силы ограничены, причем у каждого свой определенный ресурс, после выработки которого начинается работа на износ, ведущая к нервным срывам и проблемам со здоровьем.

Поверьте, идеальный порядок не принесет радости, если за него придется расплачиваться дурным настроением, больной спиной и нервным тиком.

Составить список дел на день

Запишите на одном листе все, что вам нужно выполнять ежедневно и не поленитесь добавить даже самые незначительные пункты вроде умывания, чистки зубов и мытья посуды –с младенцем они могут стать трудновыполнимой задачей.В список наверняка войдут гигиенические процедуры (свои и ребенка), приготовление и прием пищи, сборы на прогулку и прогулка, укладывание малыша спать и т.п.

В популярных книгах о ведении домашнего хозяйства такие дела называют рутинами, и заносят их в список, чтобы, во-первых, не держать в голове и при этом ничего не забывать, а во-вторых, чтобы наглядно видеть, насколько вы на самом деле заняты и сколько свободного времени можете выделить на другие задачи.

Посмотрите, какие из дел при острой необходимости можно вычеркнуть – оставшееся будет вашим планом-минимумом на день. Например, когда вы или ребенок заболели, или кроха решил покапризничать и не слазит с маминых рук вторые сутки, можно вообще оставить только осуществление гигиены, приготовление/прием простой еды и сон, без сожаления убрав прогулки, уборку и развивающие игры.

И старайтесь любые дела планировать так, чтобы их можно было выполнять по немногу, без проблем отвлекаясь по требованию малыша.

Расставить приоритеты

Разберитесь, какие дела действительно важные и срочные,  а какие можно отложить или вообще убрать. Пока ребенок маленький, на первый план выходят удовлетворение его потребностей: кормление, уход, общение.

При расстановке приоритетов очень помогает Матрица Эйзенхауэра (техника управления временем), в которой все дела распределяют на четыре группы: важное срочное, важное несрочное, неважное срочное и неважное несрочное.

В идеале, задачи стоит выполнять именно в такой последовательности, а при нехватке сил и времени отсекать их, начиная с 4-й группы.

Делать дела вместе с ребенком

Посмотрите на свой список и отметьте, что вы можете сделать, пока малыш бодрствует, и что – только во время его сна.

Многие мамы умудряются все успевать по дому, готовя и убирая с младенцем, висящим в слинге или «кенгуру», лежащим рядом в шезлонге, люльке или на развивающем коврике.

Когда чадо подрастет, ему можно предложить помочь маме и выдать чистенькую тряпочку, чтобы «мыть пол», или пластиковый ножик и вареную морковку для «приготовления обеда». Так ребенок, развлекаясь и повторяя за мамой, попутно приучается к домашнему труду.

Облегчить себе труд

Используйте различную бытовую технику, которая вам доступна: стиральную и посудомоечную машину, мультиварку, робот-пылесос и т.п. Электрические качели освободят руки, а радио- или видеоняня избавят от необходимости каждую минуту проверять состояние ребенка.

Покупайте или заготавливайте сами полуфабрикаты (вареники, котлеты, замороженный бульон и овощи) и не тратьте драгоценное время на сложную готовку. Уберите с полок все сувениры и прочие пылесборники, чтобы влажная уборка «верхов» занимала минуты.

Гладьте только самое необходимое.

Привлечь помощников

Когда своих сил не хватает, без лишней скромности зовите на помощь мужа, бабушек и дедушек, друзей. Если финансовое положение позволяет, то выполнение бытовых задач переложите на плечи приходящей домработницы: тогда и готовка, и уборка, и походы по магазинам лягут на ее плечи, а вам останется лишь контролировать все и заниматься младенцем.

Отдохнуть

Не засиживайтесь ночью, читая форумы в Интернете или доделывая кучу домашних дел, когда ребенок уже уложен – идите в кровать, сон очень важен для хорошего самочувствия. Если не выспались ночью – ложитесь днем вместе с малышом.

Особенно это актуально для мам грудных младенцев, которые просыпаются ночью каждые 2-3 часа. Недосып ведет за собой хроническую усталость, рассеянность, раздражительность, а восстанавливать силы без полноценного сна почти невозможно.

И самое главное..

Ищите радость в каждом дне, хоть самую маленькую, чтобы ваша жизнь не превращалась в «день сурка», когда от однообразия хочется лезть на стену. Не зацикливайтесь на быте и домашнем хозяйстве – иначе можете пропустить столько прекрасного вокруг!

Полезные ссылки

http://flymama.info/ Сайт «Флаймама. Приводя жизнь в порядок»

http://uspevai-s-detmi.livejournal.com/ Сообщество «Успевай с детьми»

http://www.livejournal.ru/static/files/money/career/quote/864_3.jpg Матрица Эйзенхауэра

http://photo.qip.ru/photo/meatreach/2031487/large/54586091.gif Матрица Эйзенхауэра (чистый бланк)

Источник: https://domashniy.ru/semya_i_dety/kak_molodoi_mame_obustroit_byt/

Организация жизни детей в детском саду, Жизнь внутри детского сада

Как правило, режим дня в дошкольных учреждениях соответствует необходимым санитарно-эпидемиологическим нормам и рекомендациям МО РФ от 14.03.2000 г. № 65/24-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», об основных положениях которых мы сегодня и поговорим.

Первой ступенькой социального общения и коллективного взаимоотношения для детей является дошкольное учреждение. Кроме того, посещение детского сада дисциплинирует малышей и помогает им лучше адаптироваться к школьным требованиям.

При этом очень важно чтобы жизнь детей в детском саду была правильно организована.

В том числе, должен быть грамотно составлен распорядок сна и бодрствования, позволяющий поддерживать нормальное психическое, физическое, эмоциональное и умственное развитие малышей.

Как правило, режим дня в дошкольных учреждениях соответствует необходимым санитарно-эпидемиологическим нормам и рекомендациям МО РФ от 14.03.2000 г. № 65/24-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», об основных положениях которых мы сегодня и поговорим.

Нормы распорядка жизни в детском саду

Организация полноценного развития детей в условиях пребывания в дошкольном учреждении основывается на общих предписаниях, охватывающих следующие факторы.

Адаптационный период

Основной период привыкания к новому режиму дня включает в себя:

  • предоставление родителями сведений о ребенке (привычки, проблемные ситуации, состояние здоровья и другое);
  • индивидуальный подход к ребенку со стороны воспитателей и постепенное увеличение времени пребывания малыша в детском коллективе;
  • создание атмосферы доверия между педагогическим коллективом и семьей;
  • привлечение детей к распорядку дня с вырабатыванием положительных эмоций.

Общение

Через средства общения происходит основной контакт между детьми и воспитателем. Поэтому в процессе общения с детьми воспитатель должен:

  • проявлять уважение и сопереживание к воспитанникам;
  • говорить уверенным и спокойным тоном;
  • демонстрировать правильно поставленную грамотную речь;
  • проявлять умение слушать и слышать просьбы детей;
  • проявлять доброжелательность;
  • выражать поощрение ребенку за его индивидуальное мнение;
  • проявлять профессиональный подход в диалоге с родителями.

Предметы

Пребывание детей в детском саду должно быть комфортным и безопасным. И одним из факторов, позволяющих создать соответствующую атмосферу в дошкольном учреждении, является окружающая обстановка: мебель, оборудование, игровые принадлежности и т.д. Согласно действующим нормативам, помещения групп в детском саду должны оснащаться:

  • грамотно подобранной мебелью, соответствующей возрастной категории детского коллектива;
  • мебелью, позволяющей организовать безопасное передвижение, а также открывающей возможности для перестановки предметов меблировки в целях моделирования пространства согласно потребностям детей;
  • игровыми принадлежностями, оборудованием и другими элементами, позволяющими изменить окружающую среду согласно тематике;
  • элементами декора, позволяющими добиться умеренности и комфорта в окружающем дизайне;
  • предметами свободного пользования для развития творческих, музыкальных, театральных и других способностей детей.

Здоровье

Поддержание и укрепление здоровья детей в детском саду – это прямая обязанность педагогического коллектива дошкольного учреждения. Поэтому каждый воспитатель должен:

  • уметь анализировать признаки состояния усталости или перевозбуждения воспитанников;
  • обладать элементарными знаниями и навыками, касающимися оказания первой медицинской помощи;
  • проводить мероприятия, направленные на физическое развитие детей;
  • проявлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

Образование

Основным методом обучения в дошкольных учреждениях выступает игра. Из обычного развлечения игра превращается в метод обучения в том случае, если:

  • присутствует разновозрастное общение детей;
  • детям предоставляются на выбор игры по разным направлениям;
  • воспитатель принимает активное участие в любой игре;
  • родители вовлекаются в процесс психолого-педагогического развития ребенка;
  • проводятся коррекционные и профилактические мероприятия по выявлению ранних признаков отклонения в развитии малышей;
  • при расширении кругозора детей учитываются их интересы.

Отметим, что организация жизни в детском саду имеет три направления: самостоятельная (игра), совместная (прогулки) и образовательная (обучение) деятельность.

Жизнь в детском саду

Основным моментом организации правильного режима детского сада является создание благоприятной атмосферы для привития навыков самообслуживания:

Гигиена. Дети учатся самостоятельно мыть руки, ходить в туалет, использовать полотенца, содержать одежду и обувь в чистоте и т.д.

Питание. Дошкольное учреждение обеспечивает своих воспитанников сбалансированным питанием в определенные часы. При этом дети учатся сидеть на своем месте, самостоятельно есть ложкой и вилкой, пользоваться салфетками.

Сон. Для полноценного отдыха детям обеспечивается дневной сон, который продолжается на протяжении не менее 2,5-3 часов.

Игровая деятельность. Воспитатель внимательно следит, чтобы игровая деятельность детей включала в себя как активные, так и спокойные игры. Одним из элементов игровой деятельности могут выступать трудовые обязанности, соответствующие возрасту ребенка.

Прогулки. Пребывание детей на свежем воздухе не зависит от погодных условий. То есть, на прогулку дети выходят в любую погоду (в случае непогоды, дети проводят время в беседке).

Важно понимать что, получая опыт общения со сверстниками и взрослыми, ребенок постепенно приучается к режиму дня и нормам поведения, принятым в обществе.

При этом незаменимым помощником в развитии выступает предметно-развивающая среда дошкольного учреждения: дидактические игры, изобразительная деятельность, спортивные модули, сюжетно-ролевые игры, видео- и аудиосредства, крупные модули для преобразования среды обитания, разнообразные игрушки, воссоздание окружающей среды с помощью различных средств

Советы воспитателю

При создании благоприятной атмосферы пребывания ребенка в детском саду, следует учитывать следующие моменты:

  • необходимо не только вовлекать детей в игровую и творческую деятельность, но и принимать в ней самое активное участие;
  • нужно помнить, что все дети разные;
  • необходимо оказывать ребенку помощь в освоение правил, а не делать все за него;
  • нужно вырабатывать у детей желание добровольной помощи;
  • необходимо включать в воспитательный процесс родителей.

Помните, у всех детей устоялся свой домашний график жизни. Поэтому в дошкольное учреждение малыши приходит с разным уровнем готовности к условиям в детском саду.

Привыкая к нормам, ребенок вырабатывает и правильную линию поведения в общении со сверстниками.

Такое общение становится основным в формировании таких личностных качеств как: сотрудничество, понимание, сопереживание и другие.

Главным руководителем и организатором жизни в детском саду является воспитатель. Именно его профессионализм и любовь к детям и является гарантом создания комфортных условий для развития ребенка.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1144_organizaciya-zhizni-detey-v-detskom-sadu.html

Организация труда в детском саду

Наряду с учебным процессом и игрой в детском саду много внимания уделяется трудовому воспитанию. Как организовывается деятельность малышей, какие основные отличия трудового процесса в разных возрастных группах?

С младшего дошкольного возраста ребенок начинает знакомиться с миром взрослых, и главная задача воспитателя – помочь ему в этом. Но это не значит, что нужно сделать что-либо вместо малыша. Он должен сам научиться простым действиям (умываться, стирать, подметать) под руководством опытного педагога. Как выработать навыки и умения у дошколят и какую роль в этом играет трудовое воспитание?

Трудовое воспитание в детском саду. Цели и задачи ↑

Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные качества.

Труд способен:

  • укрепить физические качества;
  • развить умственные способности;
  • повлиять на мышление, так как есть необходимость сравнивания, сопоставления предметов и т. д.;
  • развить самостоятельность, ответственный подход, инициативу;

Концепция – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а также привить ему желание помочь другим. Очень важно учитывать возраст малыша – от этого и будет зависеть выбор видов деятельности и их сложности.

Задачи:

  • сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь;
  • развить трудовые умения, усовершенствовать их;
  • воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость;
  • сформировать навыки в организации рабочего процесса;
  • формировать доброжелательные отношения детей друг к другу, учить оценивать деятельность других, делать замечания.

Виды и условия организации труда детей ↑

Выделяют несколько видов трудовой деятельности. Что представляет собой каждый из них? Какие нюансы стоит учитывать?

Хозяйственно-бытовой

К хозяйственно-бытовому труду относят деятельность взрослого мира, что понятна малышу. Это:

  • протирание пыли.
  • стирка.
  • мытье предметов, посуды и т. п.

Основная деятельность – помощь взрослым. Ребенку можно поручить задание в соответствии с возрастом. Малыша можно попросить:

  • убрать свои игрушки;
  • сложить книги;
  • подготовить стол к занятиям;
  • убрать после обеда посуду со стола;
  • помыть мебель и т. д.

Гигиенические навыки

С раннего детства детям прививаются навыки самообслуживания, которые жизненно необходимы. Умения вырабатываются благодаря повторениям действий, и постепенно перерастают в привычку.

Чему должен научиться каждый малыш:

  1. Раздеваться, одеваться. При этом важно привлекать внимание к себе (смотреться в зеркало, замечать изменения во внешности у сверстников, выучить названия предметов гардероба, размещать вещи по своим местам). Проводятся игры, в которых определяется порядок или непорядок, уход за куклами.
  2. Умываться, мыть руки без напоминаний, использовать мыло, полотенца, открывать краны.
  3. Причесываться.
  4. Ухаживать за ртом и носом (чистить зубы, пользоваться носовым платком).
  5. Своевременно пользоваться туалетом.
  6. Следить за своей чистотой во время еды.
  7. Следить за порядком вокруг себя.

Игры

Основным видом деятельности дошкольников является игра, а значит, и трудовое воспитание должно проходить в игровой форме. Объективные результаты участия в трудовом процессе малышей малозначимы, но субъективная роль огромна.

Ребенок овладевает многими знаниями и умениями в таких видах деятельности:

  1. В сюжетно-ролевой игре: покормив куклу, уложив ее спать, следя за ее опрятностью, отображая сценки из взрослой жизни.
  2. С помощью ручного труда – например, воспитатели вместе с детьми готовят самодельные игрушки и атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
  3. С помощью дидактических игр:
  • «Кому это нужно» — показ предметов, необходимых в трудовой деятельности, отгадывание детьми их предназначения;
  • «Что хочет делать кукла?» — обыгрывание предположительных действий, определение необходимого инвентаря для работы;
  • «Для чего это нужно?» — на основе изображений дети отгадывают действия;
  • «Угадайте, что я делаю» — показ действий, профессий с помощью движений, звуков и мимики.

Занятия на участке в летний период

Летом дети больше находятся на улице, где есть много возможностей организовать труд. Воспитатель может давать простые поручения:

  • вынести игрушки на игровую площадку;
  • помогать взрослым в облагораживании территории;
  • убирать мусор (веточки, бумажки);
  • поливать песок, цветы;
  • высаживать семена;
  • ухаживать за животными в природе.

Методические рекомендации ↑

Педагог должен знать основные методы организации трудового процесса, которые будут актуальны в каждой возрастной группе.

На плечах воспитателей также лежит обязанность давать консультации родителям, чтобы обеспечить успешное и гармоничное развитие ребенка.

Младшая группа (3-4 года)

В младшем дошкольном возрасте малыши становятся более активными, пытаются выражать свое желание самостоятельно выполнить задание. Но дети такого возраста быстро утомляются, отвлекаются, поэтому не стоит давать непосильные поручения.

Основные нюансы:

  1. Трудовое воспитание должно иметь ситуативный характер, требование к заданиям – простота и понятность для трехлетнего малыша.
  2. Обязательное условие – поощрять любые успехи, хвалить.
  3. Воспитатель должен объяснять цели всех действий, анализировать результаты, чтобы малыш мог понять важность своих действий.
  4. Ребенку 3-4 лет интересно следить за работой взрослых. Простым действиям он обучается на примере взрослого. Затем стоит многократно и точно отображать то же действие с малышом, комментируя каждый шаг.

Ребята с радостью выполняют просьбы, но не стоит переусердствовать – достаточно поручить расставить тарелки или развесить полотенца.

В младшей группе поручения носят индивидуальный характер, с коллективными заданиями лучше повременить.

Программа предусматривает такие основные методы трудового воспитания ребенка 3-4 лет:

  • показ действия на личном примере, объяснения;
  • наблюдения;
  • игровой процесс (ручной труд, упражнения);
  • чтение литературных произведений «Мойдодыр» и т. п.

Средняя группа (4-5 лет)

В 4 года ребенок может справиться со стиркой одежды для кукол, подметать дорожки. Задания усложняются, к отдельным действиям добавляются детали самоорганизации.

Дети среднего дошкольного возраста дежурят в столовой, а после появления навыков в таком виде деятельности можно поручить уход за уголком природы и подготовку к занятиям.

Методы:

  • поощрения желания помочь;
  • игры (конструирование, аппликация, сюжетно-ролевые игры);
  • наглядные пособия «Украшение помещений», «Как дежурить»;
  • беседы.

Старшая группа (5-7 лет)

В старшей группе используют коллективные поручения, благодаря которым дети учатся взаимодействовать, объединять усилия, договариваться и распределять обязанности.

Важный момент – организовать все необходимое:

  • подготовить фартуки, щетки;
  • лопатки, лейки;
  • молоточки;
  • корм для животных.

Весь инвентарь должен быть ярким, одежда – нарядной, что позволит получить эстетическое удовольствие от труда. Воспитателю стоит продумать, как организовать пространство, чтобы было удобно пользоваться каждым предметом. Нужно следить за временем занятий, чтобы не переутомить детей.

Игра остается основным видом деятельности, но ребенок уже с удовольствием поможет взрослому (например, сменить постельное белье, убрать опавшие листья).

Воспитатели готовят проекты, которые направлены на ознакомление детей с миром профессий, актуальности каждой из них. Цель – вызвать уважение к труду взрослых, понимание важности работы каждого, стремление помогать.

Трудовое воспитание происходит не только в рамках детсада, но и в домашних условиях. По вопросам правильной организации трудового процесса дошкольников проводятся родительские собрания, где воспитатели знакомят родителей с особенностями возраста их малыша. Важно объединять усилия и воспитывать целостную личность по одной методике.

Источник: http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/trudovoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html

Основы организации трудового воспитания дошкольников

Для успешности в обществе необходимо уметь трудиться. Этот навык не заложен в человеке от природы, поэтому нуждается в формировании.

Основы общетрудовых умений, ответственность по отношению к своей работе, здравый выбор будущей профессии закладываются в процессе трудового воспитания средствами совместной деятельности дошкольников и взрослых.

В детском саду уделяется много внимания организации индивидуального и совместного труда детей, так как он имеет большое значение для закрепления важных качеств личности растущего человека, получения навыков, необходимых для участия в коллективных взаимоотношениях.

Виды детского труда

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста связано с физическим и нравственным развитием ребенка. В процессе выполнения постепенно усложняющихся заданий малыши укрепляют свое здоровье, они все более уверенно, точно движутся.

Именно трудом формируется устойчивость в поведении, вырабатываются самостоятельность и дисциплина. В процессе трудовой деятельности дошкольника детский коллектив объединяется: малыши учатся работать сообща, оказывать товарищу помощь, находить совместные решения для достижения требуемого результата.

В зависимости от цели и содержания различают следующие виды труда дошкольников:

  1. самообслуживание;
  2. хозяйственно-бытовой;
  3. в природе;
  4. ручной.

Каждый из видов позволяет ребенку осваивать окружающий мир, развивать мышление, память, получать знания о предназначении и правилах использования материалов и орудий для работы. К тому же ознакомление детей с трудом взрослых расширяет кругозор дошкольников, способствует воспитанию уважительного отношения к старшим.

Самообслуживание

В период младшего дошкольного возраста задачи трудового воспитания – формирование у ребенка навыков ухода за собой, развитие способности удовлетворять собственные потребности. Это связано с преодолением некоторых возрастных трудностей:

  • пальцы малыша еще недостаточно послушны;
  • пока сложно дается запоминание последовательности определенных действий;
  • способность к волевым усилиям еще только начинает формироваться.

Подобные сложности могут вызвать у карапуза отрицание, поэтому воспитатель, родители должны сохранять спокойствие, проявляя терпение и доброжелательность. Правильная организация этого вида труда позволит малышу научиться выполнять требуемые действия:

  • раздевание и одевание;
  • умывание и уход за зубами;
  • уборка постели после сна;
  • подготовка места для работы;
  • наведение порядка в игровом уголке.

Навыки самообслуживания закрепляются путем ежедневного выполнения, соблюдения единых требований. Взрослые должны контролировать аккуратность и самостоятельность детей, формируя у них привычку к опрятности, соблюдению чистоты. При этом необходимо постоянно называть дошкольникам виды одежды, ее частей, вводить в их лексикон новые термины.

Хозяйственно-бытовой труд

Этот вид деятельности направлен на формирование положительного отношения к сверстникам, окружающим взрослым. Осваивая в процессе хозяйственно-бытовой деятельности новые навыки, дошкольники учатся относиться с уважением к результатам чужой работы. Трудовое воспитание своими методами и средствами позволяет ребенку на каждом возрастном этапе освоить определенные умения:

  1. Младший дошкольник способен полоскать белье и делать влажную уборку для своих игрушек, помогать накрывать на стол, убирать свое рабочее место, сметать снег на скамейке во дворе.
  2. Ребенок среднего дошкольного возраста выполняет обязанности дежурного, самостоятельно моет и выжимает ветошь для ухода за игрушками, может постирать одежду кукол, полностью сервировать столик для обеда, протереть полки, подмести в саду дорожку.
  3. Старший дошкольник готовит свое рабочее место к занятию, игре, моет резиновые объекты с безопасным мылом, способен постирать вещи небольших размеров.

Ремонтируя вместе игрушки или подклеивая книжки, дошкольники учатся помогать сверстникам, заботиться о малышах. Этот вид труда детей направлен на поддержание порядка, чистоты.

Взрослые должны использовать такие средства воспитания, как похвалу выполненной работе, оценку качества помощи другому человеку.

Тогда у ребят появляется стремление соответствовать им, тянуться друг за другом, достигать поставленных целей.

Труд в природе

С помощью труда в природе дети познают красоту малой родины, развивают наблюдательность и совершенствуют свои движения. Они повышают выносливость, развивают способность к волевому усилию. Средствами этого вида решается вопрос воспитания бережного отношения к окружающей среде.

https://www.youtube.com/watch?v=GNU_V_bGNsk

Трудовая деятельность дошкольника усложняется с каждым этапом взросления. Это касается и работы ребят в природе.

В младшей группе воспитанники вместе с наставниками подкармливают разноцветных рыбок в прозрачных аквариумах, помогают собирать урожай на участке, кормят птиц, остающихся на зиму. С удовольствием дети поливают растения в горшках, протирают их листочки.

Они узнают от взрослых новые понятия, сведения об окружающем их мире природы, учатся любить питомцев в живых уголках, заботиться о них.

Ребята старшей группы берут под свою опеку растения и животных, которые нуждаются в более сложном уходе. Сеют семена с разным вегетационным периодом – привыкают к систематичности работы.

Дети становятся все более внимательными и заботливыми. Дошкольникам доверяют работу с пульверизатором, они способны самостоятельно рыхлить землю на заданную глубину, не повреждая корней у растений.

Под контролем воспитателя дети пробуют высадить рассаду, подкормить растения.

В процессе трудовой деятельности дошкольники учатся замечать закономерности, связи между теми или иными явлениями. У них становится шире кругозор, повышается самостоятельность. Ребята учатся радоваться результатам собственного труда, доставлять удовольствие родителям, рассказывая о своих достижениях.

Ручной труд

Трудовое воспитание малышей старшего дошкольного возраста направлено также и на развитие умения работать с разными материалами. Это достигается в процессе занятий ручным трудом. Ребята под руководством взрослых мастерят различные поделки, используя при этом:

  • разные виды цветной или белой бумаги – картон, гофрированная или бархатная бумага, салфетки;
  • природный материал – желуди, солома, шишки, косточки фруктов, кора, початки кукурузы;
  • бросовый материал – обрезки тканей, меха, коробки, одноразовая посуда, катушки.

Такая трудовая деятельность дошкольников нацелена на развитие у них творчества и воображения, фантазии, конструктивных способностей. Они расширяют свой кругозор, знакомясь с различными материалами, их свойствами.

Очень важно и развитие мелкой моторики рук в процессе работы над небольшими деталями поделки. Еще один аспект – привитие усидчивости, опрятности, терпения.

Средствами ручного труда прививается чувство эстетики, ведь подарки, которые ребята вручат своим родителям, должны выглядеть красиво и аккуратно.

Организация детского труда

Трудовое воспитание дошкольников в детском образовательном учреждении должно быть строго регламентировано. Очень важно, увлекаясь практической составляющей этого процесса, не терять чувства меры и тщательно контролировать при каждом виде работ соблюдение требований санитарных норм и правил.

Дозирование занятий

Трудовое воспитание дошкольников должно соответствовать физиологическим особенностям и психологии воспитанников определенного возраста. Длительность работ для детей 4 лет – 10-15 минут, малыши от 6 до 7 лет могут заниматься физически 20-30 минут.

Если идет активная работа, то надо контролировать состояние каждого малыша – потливость, остановки на отдых, покраснение кожных покровов. Если подобные признаки появляются, то воспитатель должен сменить вид деятельности для ребенка.

При дозировании занятий учитываются также:

  • объем;
  • сложность;
  • физическая нагрузка.

Для предупреждения утомляемости рекомендуется смена деятельности через 10-15 минут каждым ребенком.

Гигиенические условия

Уделяя внимание средствам и формам организации детского труда, в первую очередь надо помнить о гигиене, чтобы предупредить отрицательное влияние условий деятельности на здоровье малышей. К примеру, при подклеивании книг или пришивании пуговиц необходимо, чтобы занятие проходило в помещении с освещением, соответствующим действующим нормам.

Воспитателю важно контролировать позы детей, регулярность их смены, чтобы не развивалось нарушений осанки. Следующий момент – обеспечение притока свежего воздуха. До и после каждого занятия в помещении должно проводиться проветривание без присутствия детей. Полезно в хорошую погоду выполнять работы на улице.

Оборудование и материалы

Каждая группа должна быть оборудована средствами и орудиями деятельности. Для организации хозяйственно-бытового труда нужны:

  • фартуки;
  • подносы;
  • тазики;
  • щетки.

Работая в природе, малыши пользуются различными орудиями труда: лопатки, лейки, грабли.

Для ручного труда понадобятся также различные инструменты и материалы. Требования ко всему оборудованию – безопасность, соответствие возрасту детей, удобство в использовании, эстетичный и привлекательный вид. Должны быть выделены уголки для хранения необходимых средств отдельно по каждому виду труда.

Взаимодействие семьи и детского сада

Воспитание трудом должно иметь систематический характер, поэтому в этом вопросе крайне важна поддержка родителей. Требования, которые звучат в домашних условиях, должны полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к ребенку в детском саду.

На родительских собраниях необходимо знакомить мам и пап с воспитательной программой образовательного учреждения. Воспитатель должен консультировать родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам средств и способов организации детского труда дома. Необходимо помнить, что детский сад закладывает основы для успешного трудового воспитания в школе.

Для родителей полезно устраивать демонстрации поделок, рисунков воспитанников.

Замечательно для этого подходят фотовыставки, где представлено наглядно, как работают малыши, причем каждое фото должно сопровождаться интересными пояснениями.

Группа должна быть оснащена тематическими стендами, выставками с рекомендованными книгами и материалами по воспитанию детей. Хорошо, если популяризируется положительный опыт трудового воспитания отдельных семей.

Нельзя переоценить значение труда для развития ребенка. Но взрослые должны помнить, что дошкольник лишь осваивает азы, у него может что-то не получаться, он может бояться ошибиться и не справиться. Поэтому родители и воспитатели должны сделать все, чтобы труд не приносил огорчения малышу.

Надо давать посильные задания, приветствовать их выполнение, поощряя любую попытку справиться. Тогда ребенок будет чувствовать радость и гордость от того, какой он уже взрослый и способный на всяческие хорошие дела.

Что еще почитать

Игры на развитие воображения дошкольников

Программа экологического воспитания дошкольников

Когда и как приучать ребенка к горшку

Источник: http://SZabotoi.ru/vospitanie/trudovoe-doshkolnikov

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.