Таинство брака (венчание)

Таинство Брака

Таинство брака (венчание)

Брак есть одно из семи христианских таинств, которое ведет свое начало от времен ветхозаветных. Согласно (Быт.

2:18), целью брака является не столько деторождение, сколько духовно-телесное единство, взаимодополнение, взаимопомощь. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится и к человеку, и к другим живым существам (Быт.

1:22, 28), но только человеку заповедано составить в любви «одну плоть» (Быт.2:24).

О высоком значении брака свидетельствует то, что в Библии брачный союз символизирует отношение Бога к народу, Христа к Церкви (Ос.1-14; Еф.5:22). Христос Спаситель подтверждает святость брака, установленную в Ветхом Завете (Мф.19:3).

В идеале христианский брак нерасторжим; расторжение его стало возможным лишь как уступка «жестокосердию» людей (Мф.5:31-32, 19:3-12).

О церковном благословении брака впервые говорит сщмч. Игнатий Антиохийский (†107 г.). В древней Церкви форма таинства сводилась к совместному причащению вступающих в брак, с 4 в. возникает обряд венчания, а в 10 в. складывается его чинопоследование.

Иногда мне случается слышать недоуменные вопросы о распадении венчанных браков. Но венчание — не сертификат на любовь, на счастливую и безоблачную семейную жизнь.

Так же, как Крещение — не пропуск в Царствие Небесное. Но подобно тому как «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.

11:12), так и земной рай — семья — даётся только беспрерывным усилием, ежедневным трудом.  свящ. Сергий Николаев

Брак — это не союз двух людей. Это союз трёх: муж, жена и рядом с ними Христос.

Есть два понимания Церкви. Понимание Церкви как духовного организма, в который человек может входить только праведной жизнью. И другое – Церковь как внешняя организация, в которую он может вступить, приняв крещение. Не нужно путать эти понятия. прот. Константин Пархоменко

Принадлежность к Церкви не есть некое статическое состояние… Жизнь в Церкви осуществляется через участие в Евхаристическом собрании, без которого не может быть Церкви. протопресв. Н. Афанасьев

Большинство неразрешимых жизненных противоречий, несчастий, внутренних затруднений, о которых слышишь на исповеди, происходят оттого, что люди живут вне церкви, а искать разрешения своих трудностей приходят в церковь. Ни решимости переменить свою жизнь, ни даже мысли об этом – поэтому церковь бессильна им помочь. свящ. Александр Ельчанинов

…народ начинает потихоньку воцерковляться, но все-таки в массе своей он пока воспринимает Церковь как что-то отдельное от себя. Часто можно слышать, как многие даже крещеные люди говорят: «Ну что же Церковь не реагирует?» И приходится говорить: «Но ты тоже Церковь, давай реагируй».
прот. Димитрий Смирнов

Церковь на земле выполняет исключительно одну, единственную задачу: Церковь спасает людей, соединяет их со Христом. Больше ничем Церковь не является. игумен Петр (Мещеринов)

Словами «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» Христос открыл нам, что Его Церковь будет всегда только та, которую Он создал чрез Своих Апостолов – Православная Церковь.

Поэтому слово «Церковь» указано в единственном числе. И она будет существовать до скончания этого мира, если даже врата адовы не смогут одолеть её.
К Церкви нельзя «относиться», в Церкви нужно жить.

Тот, кто живет в Церкви, только и сможет понять жизнь церковную.

Page 3

Икона играет роль мистического посредника между миром земным и миром небесным и отсекает наше чувственное восприятие духовной реальности. Основной тезис иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз».

Любая икона глубоко символична.

«Проще всего, – говорит митрополит Сурожский Антоний, – было бы так пояснить смысл символа: если мы человеку показываем отображение неба в воде, его первое движение будет не в том, чтобы вглядеться в это озеро, а в том, чтобы, отвернувшись от него, посмотреть ввысь. Это принцип символа: показывается нечто, что можно уловить чувствами, для того, чтобы указать на то, что можно познать только в самых глубинах человека и самым глубоким восприятием».

Для того чтобы приблизиться к пониманию икон, надо видеть их глазами верующего человека, для которого Бог – несомненная реальность при всей ее непостижимости и недоступности.

Иконы требуются нашею природою… может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы – ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы. св. праведный Иоанн Кронштадтский

Что такое икона? Это явление святому человеку. Он это явление запечатлел как образ, а все последующие иконописцы могли делать только списки с этого образа. Вот этим икона отличается от картины. Картина – это авторское видение ситуации.

А икона – это озарение, которое настигло святого, и он или сам написал икону, или руководил иконописцем. Ведь даже Моисей ничего не смог явить ‒ ни скинию, ни Ковчег Завета, пока Бог не показал ему Небесную Скинию. И Господь сказал ему: «Делай по образу небесному то, что тебе проучено».

Икона – это образ, который указывает на Небесный Первообраз.  прот. Олег Стеняев

Источник: https://azbyka.ru/1/brak

Таинство Брака

Таинство брака (венчание)

Для того нужно вступать в брак, чтобы он помог нам вести жизнь целомудренную; а это будет в том случае, если мы будем брать таких невест, которые могут принести к нам великое целомудрие, великую скромность.

Жена есть пристань и важнейшее врачевство от душевного расстройства.

Если эту пристань ты будешь соблюдать свободной от ветров и волнения, то найдешь в ней великое спокойствие, а если будешь возмущать и волновать ее, то уготовляешь сам себе опаснейшее кораблекрушение.

Святитель Иоанн Златоуст

Жена дана мужу в помощь, чтобы муж с ее утешением мог переносить все, случающееся с ним в жизни.

И если жена будет кроткая и украшена добродетелями, то не только своим сообществом доставит мужу утешение, но и во всем вообще окажет ему великую пользу, все для него облегчая, во всем помогая, не оставляя его в тяжких испытаниях, как внешних (вне дома), так и тех, которые ежедневно случаются в доме; но, как искусный кормчий, она своим благоразумием утишит в нем всякую душевную бурю и своим сожитием доставит ему утешение. Живущих в таком союзе супружества ничто в настоящей жизни не может слишком опечалить, ничто не может нарушить их мирного счастья

Святитель Иоанн Златоуст

Брак есть дар Божий, освящаемый благословением Церкви. Самым первым делом Творца после создания мужа и жены было благословение им «плодиться и размножаться», так произошло благословение брачного сожития и чадородия для того, чтобы члены семьи были одновременно и членами Церкви Христовой.

Господь Исус Христос не только подтвердил изначальное благословение брака, но и восстановил в первоначальной силе закон о нем. Вопреки Моисееву закону, все же дозволяющему расторжение брака, Христос решительно воспрещает развод.

А на вопрос фарисеев «По всякой ли причине позволительно разводиться с женой?» он указал на первоначальный закон единства и нерасторжимости брака, установленный первой брачной чете Адаму и Евве, и прибавил:

Еже Бог сочета, человек да не разлучает.

В Евангелии от Луки (зач. 102) говорится, что брак перестанет существовать лишь тогда, когда не будет смерти. В толковании же этого Евангелия сказано:

Сынове века сего иже в мире сем раждающе и раждаеми женятся и посягают. Века же онаго сынове ни что же таковаго имети будут, ни умерети могут лишены брака тамо. Зде бо понеже смерть брака ради. Брак же смерти ради, тамо смерти упражнение. Что треба браку? Брак бо помощь смертну и исполнение недостатку.

В житии святителя Николы Чудотворца имеется описание чуда о трех девах: обнищавший муж, отец трех дочерей, захотел отдать их в позорное и беззаконное блудилище, чтобы облегчить таким образом нищету в семье.

Чтобы предотвратить эти намерения, святитель Никола трижды тайно являлся в его дом с узлами золота и своей помощью способствовал тому, что все три девицы сочетались законным браком. Из этого видно, что святитель Никола признавал необходимость брачного союза, как таинство брака, освящаемое Церковью.

Событие это происходило в IV столетии, когда обряда венчания еще не было, а браки совершались лишь родительским благословением при свидетелях (Кн. Кормчая, лист 500).

В Ветхом Завете брак почитался даже выше девства, а блудодеи и прелюбодеи убивались камнями (Библия, кн. Левит, гл. 20 и кн. Второзакония, гл. 22). Пророк Иеремия также не гнушался брака и советовал израильтянам вступать в таковой, а когда совершался брак Товии, сына Товита, то в его дом прибыл бесплотный слуга Господа Архангел Рафаил. (Кн. Товита, 1-14 гл.)

В Евангелии от Иоанна (зач. 6) описывается совершение брака в Кане Галилейской, на который зван был Сам Исус Христос и Пресвятая Богородица.

Христос почтил этот свадебный пир своим присутствием и восполнил недостаток вина чудесным превращением простой воды в лучшее вино.

Первое чудо, описанное в Евангелии, является подтверждением того, что сам Спаситель этот брак, совершенный на дому, благословил.

Как складывался чин церковного венчания 

В первом столетии по Рожестве Христовом, в апостольские времена, христиане не имели узаконеннаго венчальнаго священнословия; браки совершались на дому, с троекратным благословением, так как храмов тогда еще не существовало.

Среди апостолов существовали разные позиции в отношении браков. Так, апостол Павел говорил о христианстве, как о религии непорочной, безгреховной, аскетической. Петр же призывал к ранним бракам и к включению в брак всех.

Жизнь в браке должна быть целомудренна. Главный же источник целомудрия — это Церковь. В послании к Ефесяном апостол Павел возвышает христианский брак до значения союза Христа с Церковью, как главы с телом. Этот союз есть таинственный, ибо непостижимый:

Тайна сия великая; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф.5; 31-32).

«Сей закон Божий, сочетающий мужа и жену, установленный для распространения рода человеческого и для ограничения похоти», — так описывают ранние христианские богословы причины брака.

…Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1 Кор. 7, 2).

Таким образом, в брак нужно вступать, чтобы вести жизнь целомудренную. Святитель Иоанн Златоуст советует родителям для сохранения целомудрия своих сыновей женить их раньше, а для предупреждения любодеяния необходимо соединить сына брачным союзом с женой целомудренной и разумной, которая удержит мужа от безрассудного образа жизни.

Церковь выступает однозначно против гражданских браков — сожительство без церковного благословения считается величайшим грехом.

В толковании святителя Иоанна Златоустаго на Первое послание к Тимофею апостола Павла говорится:

Сего ради венцы на главах налагаются, образование победы, яко непобедимы быша, тако приходят к ложу непреодоленни быша от сласти. Аще ли же уловлен быв от сласти, блудницам себе издаде, чесо ради прочее и венец имать на главе побежден сыи. Сих их научаем, сим наказуем, сими устрашаем, запрещаем, овогда убо се, овогда же оно творящее.

О значении брака в человеческой жизни апостол Павел говорит в своих посланиях:

Лучше женится, нежели разжизатися (зач. 136). Аще оженишися не согрешил еси и аще посягнет дева не согрешила есть (зач. 138). Аще и ангел благовестит Вам паче же благовестихом — анафема да будет (зач. 199).

В книге Ефрема Сирина (слово первое) сказано:

Нигде же бо писано есть, да не поймеши жены, да не творити детей. Еретицы гнушались брака и на покаяние согрешающих не принимали, оне назывались чисти (Кн. Кормчая, I-го Собора, пр. 8-ое).

Согласно же апостольских правил: бракобор духовником не может быть (прав. 51 Апостольское); грешащих на покаяние следует принимать (пр. 52 Апостольское).

Двоеженец или наложницу имый, духовником не может быть (прав. 17 св. Апост.); поповства ради жену не отпускать, т. е. духовнику нельзя разлучаться с законной женой (пр. 5 св.

Апостол); блудный поп — да не будет (Кн. Номаканон пр. 181, 182 и 183).

Апостол Павел, в учении Христа о нерасторжимости браков (1 Кор. 7, 10), поддерживает запрет межрелигиозных браков, но если кто-нибудь из супругов принял христианство, муж или жена, то они могут спасти друг друга. Расторжение такого брака возможно только по просьбе не христианской стороны  (1 Кор. 7; 12-16).

Император Алексей Комнин (1081–1118 гг.

) впервые издал постановление о церковном венчании браков и среди рабов-христиан, которым до сих пор в этом отказывали, так как не признавали равенство господ и рабов перед лицом одной христианской веры.

Такое же явление было характерно и для первых лет принятия христианства на Руси, когда церковный брак охватывал знатных людей, а низшее сословие оставалось жить без венчания.

Предшествующая венчанию стадия была связана с обручением, которое в раннем христианстве совершалось за несколько лет до брака, и при жизни жениха никто не мог жениться на этой невесте.

Святость христианского венчания и брака соединялась с причащением Святых Тайн. Венчание совершалось во время Литургии или сразу после нее.

За нарушение супружеской верности Церковь отлучала от Причащения Святых Тайн на срок от 7 до 15 лет. Посвящать в священные степени мужчин-двоеженцев также запрещалось.

 Им же запрещалось Причащение Святых Таин на 1 год, троеженцу — на 3 года в наказание за недостаток терпения, самообладания и преданности воли Божьей.

Во время венчания таким парам читали молитвы о прощении им греха плотской немощи, которая побудила их вступить в новый брак, так как Церковь смотрела на третий брак лучше, чем на распутство.

Святость брачного союза оскорбляется не только супружеской неверностью, но и другими грехами: раздорами, обидами, что в конечном итоге приводит к разводу.

Святитель Иоанн Златоуст учит нас, что брак не для того, чтобы мы наполняли дома враждою и ненавистью, имели ссоры и распри, заводили несогласия друг с другом и делали жизнь не в жизнь, но для того, чтобы нам пользоваться помощью, иметь пристань, прибежище и утешение в случающихся бедствиях, чтобы находить удовольствие в беседе с женою.

«Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, муж, как Христу повинуется Церковь? — вопрошает святитель Иоанн Златоуст, — заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Учи жену страху Божию, и все потечет к тебе, как из источника, и дом твой будет исполнен многочисленных благ».

В «Беседах о браке» святитель Иоанн Златоуст пишет:

От любви происходит постоянное целомудрие… От целомудрия рождается любовь, а от любви — бесчисленное множество благ.

Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех.

Не столько внешнее делает супругов любезными друг другу и приятными, сколько целомудрие, доброта, ласковость и готовность умереть друг за друга.

На Руси для того, чтобы оградить невесту от всего, что может повредить ее стыдливости и целомудрию, она не видела жениха до самой свадьбы.

Чин церковного венчания складывался постепенно. На Руси в XI-XII веках Таинство Брака уже совершалось, но чинопоследование его до наших дней не сохранилось. В XVI-XVII веках чин венчания окончательно принял тот вид, который и теперь употребляется у старообрядцев, приемлющих священство.

Совершение Таинства брака у старообрядцев-поповцев

Бракосочетание в старообрядческой Церкви совершается не каждый день. Браки не совершаются:

  • В святки — от Рожества Христова 7 января (25 декабря по старому стилю) до Богоявления 19 января (6 января по старому стилю);
  • По вторникам, четвергам и субботам;
  • Накануне праздников;
  • В пятницу накануне родительских суббот;
  • На масленице;
  • Во все посты (Великий, Петров, Успенский и Рожественский);
  • На светлой пасхальной седмице;
  • В праздники Усекновения главы Иоанна Предотечи 11 сентября (29 августа по старому стилю) и Воздвижения Честнаго Креста 27 сентября (14 сентября по старому стилю).

Таинство брака, совершаемое в старообрядческой Церкви, состоит из обручения и венчания.

Нина Лукьянова

Источник: http://ruvera.ru/brak

Венчание в православной церкви правила таинства обряда

Венчание в православной церкви правила таинства обряда

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на нашу группу  Молитвы на каждый день, нас уже больше 70 000 человек.

Еще одно, что бы не происходило в вашей жизни: беда, болезнь, унынье, злоба, гнев, неблагоприятные обстоятельства, ПОМНИТЕ, вы не одиноки, с вами Бог и он вас любит такими, какие вы есть! Молитесь Богу.

Господь все устроит. Ангела Хранителя Вам!

Таинство венчания — это священный православный обряд, который дает супругам благословление на семейную жизнь и рождение детей. На сегодняшний день на проведение этой традиции решаются довольно много молодых пар. Да это и не странно, ведь это событие красивое и весьма трогательное.

Но нужно понимать, что через таинство венчания нужно проходить не потому-что это современная дань моды. Помните, что это должно быть серьезным обдуманным шагом. Поэтому нужно знать все его особенности.

Что нужно для венчания

Провести обряд венчания в православной церкви можно в любое время — в день свадьбы, через несколько дней, через неделю или года. Для церкви неважно, когда вы на этот шаг решитесь. Главное, что нужно соблюдать все условия, которые предусматривает церковь.

Одним из важных условий проведения таинства является наличие документа о браке (свидетельства). Также молодые супруги должны быть крещенными. Тем не менее, последнее правило могут обходить.

Сегодня не одна церковь разрешает провести обряд, когда один из супругов не православный христианин.

Но при этом ставят условие, что дети, рожденные в этом браке, должны быть крещены в православной церкви.

Есть еще одно правило обряда венчания. Важно, чтобы супруги соответствовали брачному возрасту:

  • жениху должно быть не менее 18 лет;
  • невесте — должно исполниться 16.

Не стоит переживать, что вам откажут, если жена беременна. Этого не будет, так как  есть мнение церкви, где дети должны рождаться только в венчаном браке. Также возможно проведение таинства, когда супруги не получили родительского благословения. В этом случае благословение может дать духовник.

Ограничений для обряда не много. Церковь не дает сове разрешение в таких случаях:

Мира Вам! Благодарим, что дочитали до этого места. Хотим Вам рассказать, что у нас есть благотворительный кошелек, собираем денежные средства на нужды болящих и детей с домов интернатов. Являемся кураторами школы интерната для детей с недостатком речи. Уже помогли/помогаем разным людям и они очень благодарны за помощь.

Если есть возможность внести вклад( хотя бы 100-200 рублей) будем благодарны! Ангела Хранителя Вам!

  • когда супруги являются духовными или кровными родственниками;
  • когда в брак вступают не крещенные или атеисты.
  • когда вы зарегистрировали четвертый брак, церемонию можно проводить только три раза.

Обязательно к прочтению:  Что приносят в церковь на поминальный стол

Подготовка к венчанию

К данной православной традиции нужно подготовиться духовно. Супруги перед обрядом должны молиться, причаститься, исповедаться и выдержать трехдневный пост, при котором запрещено употреблять продукты животного происхождения.

Перед венчанием нужно воздержаться от плотских отношений. Это правило также касается пар, которые прожили несколько лет в совместной жизни. Не вступать в близкие отношения нужно несколько дней до таинства.

Выбор поручителей

К выбору свидетелей нужно подойти ответственно. Зачастую их выбирают среди близких. Но здесь существует несколько правил. Свидетели обязательно должны быть крещенными. Категорически запрещается брать в поручители:

  • пары, которые живут в «гражданском» браке;
  • разведенных супругов.

Лучше всего пригласить в свидетелей молодых людей, которые не знакомы с супружеской жизнью. Но если у вас возникли какие-либо проблемы при поиске поручителей, обряд можно провести без них.

Что делают свидетели на венчании

При проведении этого церковного обряда на поручителей возлагаются определенные обязанности. Зачастую, действия и правила их выполнения, которые должны выполнять помощники супругов, оговариваются заранее со священнослужителем. Это нужно чтобы при проведении традиции венчания не возникло никаких проблем и накладок.

Традиционно на свидетелей накладываются следующие обязанности (но они могут отличаться в зависимости от правил самой церкви):

  • Держать венцы над головами супругов;
  • Сопровождать жениха и невесту при троекратном шествии;
  • Стелить полотенце перед аналоем;
  • Подавать обручальные кольца;
  • Помогать собирать букеты после завершения церемонии.

Что дарят на венчание

Традициями этой церемонии не предусмотрено каких-либо определенных подарков. Но лучше всего дарить следующие вещи:

  • полочки для иконостаса;
  • иконы;
  • подарочную библию;
  • подсвечники;
  • монеты с ликами святых;
  • лампадки.

Как проходит венчание

Церемония условно делится на два этапа: обручение и венчание. Стоит отметить, что священник молодоженов будет называть исключительно их церковными именами. Молодых обручают перед входом в храм.

Невеста стоит всегда слева от жениха. Священнослужитель их благословляет и вручает зажжённые свечи, которые молодые держат до конца обряда.

Далее священник трижды переменяет кольца с руки парня на руку девушки. После чего они становятся женихом и невестой.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео в котором Вы узнаете о венчании и о том, как приготовится к таинству:

Источник: http://ikona-i-molitva.info/venchanie-v-pravoslavnoj-cerkvi-pravila-tainstva-obryada/

Таинство венчания в православной церкви — как происходит, видео

Таинство венчания в православной церкви - как происходит, видео

Желая сочетаться узами брака, пара может не только расписаться в ЗАГСе, но и сочетаться более тонкими узами – узами духовного брака. Испокон веков исключительно таинство венчания в православной церкви скрепляло пары браком.

На сегодняшний день эта традиция стала осуществляться редко, но это неоправданно. В браке содержится глубокий смысл, это серьезный и особый жизненный этап каждого человека, а потому он требует такого же особого закрепления.

Прикоснуться к таинству венчания необходимо, чтобы ощутить всю важность события. Как оно совершается, будет рассказано далее.

Таинство венчания – это обряд единения двух людей брачными узами и освящение этого брака божественной благодатью. Оно проводится в православных храмах для людей, которые хотят быть едиными не только перед государством, но и перед Богом.

Это высшее проявление доверия, любви друг к другу, т.к. венчание может быть совершено только раз (изредка два или три, но в связи с особыми обстоятельствами). Разорвать самовольно такие узы, изменять, будучи в духовном браке – это уже не вопрос морали, а акт согрешения.

Поэтому таинство венчание – это всегда ответственный шаг.

Обряд венчания построен так, чтобы внушить будущим супругам важность брака, растолковать его смысл, подготовить молодых к правильным семейным взаимоотношениям, направить на духовное развитие.

Венчание позволяет очистить греховность людского единения, перевести его через черту греховности в форму чистого, благословенного Богом брака. Это проявляется в символике совершения обряда обручения и венчания.

Таинство венчания сейчас проводят сразу после обряда обручения, совершая следующее:

  1. Жених и невеста со свечами (символ света таинства) в руках, заходят на середину храма. Перед ними идет священник с кадилом, из которого распространяется дым священных курений (символ заповедей, за которыми должны будут следовать молодые, их добрых дел, весть о которых будет доноситься Богу). Хор поет Псалом 127.
  2. Молодые становятся на священное покрывало (плат), разостланный перед аналоем, на котором уже лежат венцы, крест и Евангелие, необходимые для венчания.
  3. Жених с невестой выражают свое желание пожениться («Имам, честный отче» — «Имею (желание вступить в брак), честный отче»), подтверждают отсутствие других людей, с которыми они обещали бы пожениться («Не обещахся/Не обещалася, честный отче»). Так производится естественное бракосочетание (по плоти), после чего начинается само таинство венчания – освящение брака благодатью Божией.
  4. Священник произносит молитвы и молитвенные прошения о молодоженах.
  5. Далее священник берет венец жениха, крестит им молодого, дает поцеловать икону Спасителя, которая прикреплена на передней стороне убора. Произносит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». То же совершает относительно невесты.
  6. Венцы возлагаются на головы суженых, через них на супругов должно взойти благословение Божие.
  7. Священник произносит прошение у Бога венчать молодых, трижды благословляя их. Это и есть святой момент венчания.
  8. Присутствующие должны повторять за священником молитву-просьбу о венчании пары.
  9. Читаются отрывки из Библии о бракосочетании: Послание к Ефесянам апостола Павла, Евангелие от Иоанна.
  10. Произносится прошение от лица Церкви о новобрачных.
  11. Молодые и все присутствующие произносят «Отче наш», преклоняют головы, иерей прославляет Божие Царство.
  12. Вносится вино в «чаше общения», из которого молодые отпивают каждый по три небольших глотка, начиная с жениха.
  13. Священник соединяет их правые руки, покрывает священной епитрахилью (верхняя часть обрядового платья священника) и кладет поверх свою руку. Так он ведет молодых три раза вокруг аналоя под пение тропарей.
  14. После хождения священник снимает с голов молодых венцы, дает последние наставления.
  15. Молодые преклоняют головы, священник читает еще две молитвы о восприятии венцов новобрачных в Царствии Божием.
  16. Молодожены целуются.
  17. Их подводят к иконам Спасителя и Божьей Матери на царских вратах, которые они должны поцеловать. Священник подает молодым крест для целования, а также иконы Спасителя, Божией Матери. На этом таинство венчания завершается.

Таинство венчание – это обряд, который содержит выполнение строгих правил. Церемония состоит из 4-х этапов: обручения, венчания, разрешения венцов и молебна.

Если ранее между таинствами обручения и венчания был временной промежуток, то в наши дни все этапы чаще сливаются в один, продолжая друг друга. Для совершения таинства венчания могут быть назначены дружка и дружок (свидетели, или восприемники). Выбираются специальные даты, т.к.

не во все дни обряд венчания может совершаться. Молодые подготавливаются к таинству, постясь, пребывая в молитве.

Таинство венчания – это духовное действо, а потому должно совершаться с кротостью и достоинством. Церковь идет навстречу современным традициям, разрешая фото и видеосъемку во время проведения таинства, однако переговариваться, смеяться, ходить по храму, поворачиваться спиной к образам или просто отбывать время до окончания события категорически запрещается.

Что необходимо приобрести перед обрядом?

Для того чтобы осуществить таинство венчания в православной церкви, необходимо иметь некоторые предметы, которые несут сакральное значение и принимают непосредственное участие в процессе совершения обряда:

  1. Две иконы – Божьей матери и Спасителя. Раньше такие иконы передавались по наследству, если же их нет, то необходимо приобрести.
  2. Кольца (освященные). Раньше брались золотое (для жениха) и серебряное (для невесты), в процессе обмена кольцами во время обручения у жены остается золотое, у мужа – серебряное, что символично демонстрирует основу взаимоотношений в браке. Современная практика разрешает обоим молодым иметь золотые кольца, покупать украшенные камнями изделия.

Что нужно знать свидетелям?

Свидетели, которые по церковной традиции называются восприемниками, являются поручителями, помощниками для молодой семьи. Они, подобно крестным, должны заботиться о духовном становлении молодых в их браке.

В прошлые времена принято было выбирать восприемниками людей, которые были опытными в семейных делах, благонадежными, чтобы они могли стать верными советниками на пути становления новой семьи.

Сейчас это могут быть люди любого возраста, но с правильным отношением к делу.

Раньше они поручались за брак, расписываясь в метрической книге, в наше же время, когда церковный брак имеет только духовный смысл, но не юридическую силу, наличие восприемников не обязательно.

Однако до сих пор на них возлагается помощь молодым во время таинства венчания в православной церкви – придерживание венцов во время прохождения вокруг аналоя.

Свидетелям надо помнить, что они должны ответственно относиться к своей задаче, быть неравнодушными к будущей семье, быть крещеными и верующими людьми, кротко, с благоговением вести себя во время церемонии.

Как совершается обручение?

Таинство обручения – это обязательный этап бракосочетания, который закрепляет право жениха на невесту и наоборот, это момент создания пары перед Господом, нисхождения на нее благословения, а также время на моральную подготовку к свадьбе, на раздумья о сущности брака.

Таинство обручения совершается в церкви, накануне или в день венчания.

Таинство венчания есть логическим продолжением обручения, и может совершаться сразу после него, однако чем раньше обручаться молодые, тем больше времени у пары будет на осознание важности свадьбы, на подготовку к ней. Этапы:

  1. Проводится Божественная Литургия. Суженые проникаются атмосферой чистоты, веры, настраиваются на понимание важности, серьезности события.
  2. Молодые должны предстать перед вратами церкви, за которыми, в алтаре, находится священник, что будет проводить обряд обручения. Это демонстрация того, что жених берет себе девушку в жены из рук самого Господа и с этого момента должен нести ответственность за нее.
  3. Священник вводит молодых в святое помещение храма. Это символизирует переход молодых в новое состояние, в жизнь чистого супружества, неопороченного грехом, законного брака, благословенного Господом.
  4. Далее зажигаются курения, и проводится каждение (окуривание священным дымом с кадила) с молитвой. Это символическое последование святому Товии, который, согласно христианской истории, отгонял демона раздора благочестивых браков молитвой и дымом зажженного сердца и печени рыбы. Это также символ присутствия святого духа, его благодати, которая с этого дня прибудет с молодыми в их браке.
  5. Священник благословляет жениха, а потом невесту трижды. На каждое благословение молодые осеняют себя три раза крестным знамением, после чего священник передает им свечи. Свечи символизируют чистоту сердца, любви, помыслов, целомудрие молодых, благодать и таинство Божие, рождение новой законной пары перед лицом Господа.
  6. Далее происходит славословие Богу, читаются молитвы, в том числе молитвы от всех присутствующих в церкви о брачующихся, об их спасении, защите, наставлении на путь истинный, о благословении на благие дела, на рождение прекрасных детей.
  7. Молодые, как и все присутствующие в церкви, по настоянию священника преклоняют голову перед Господом, ожидая его благословения. Священник читает над ними молитву.
  8. Далее он берет с правой части святого престола кольца, одевает сначала жениху, произнося «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына и святого Духа», осеняя его троекратно крестным знамением, потом невесте, со словами «Обручается раба Божия…», также осеняя ее крестным знамением. Кольца здесь символ вечности любви и уз брака.
  9. Молодые три раза обмениваются кольцами (или меняются священником) как символ пожизненной любви, жертвенности, помощи жениха невесте, любви и преданности самой невесты, готовности всю жизнь принимать помощь от жениха.
  10. Священник молится Господу о благословении, утверждении единства пары, выраженном в положении колец, о ниспослании Ангела хранителя суженым для руководства и защиты. Этим обручение завершается.

Какой должна быть свадебная трапеза?

После таинства венчания в православной церкви, принято проводить свадебную трапезу в честь свершившегося брака молодых, во время которой их родственники, друзья, другие приглашенные могут передать поздравления молодоженам, порадоваться за них, подарить подарки. Церковная трапеза по христианскому обычаю и приметам, должна быть скромной и приличной. Не позволено: чрезмерно употреблять спиртные напитки, произносить пошлости, употреблять неприличные слова, петь нескромные песни, распущено танцевать.

Что может воспрепятствовать христианскому браку?

Любой христианин может сочетать себя узами церковного брака посредством таинства венчания в православной церкви, но есть некоторые исключения. Так, не разрешается венчаться в православной церкви:

  • Людям, которые на момент венчания состоят в браке с другим человеком, а не с тем, с кем собираются венчаться.
  • Людям, которые между собой состоят в кровном или духовном родстве (крестная-крестник).
  • Людям, которые вступают в брак более трех раз.
  • Людям, которые уже были повенчаны и не попросили о расторжении церковного брака у архиерея (допускается в пределах 3-х раз, последний раз не может привести к новому бракосочетанию).
  • Людям, не принявшим крещение.
  • Людям, которые являются неверующими или были принуждены будущим супругом к таинству венчания.
  • В определенные дни года: во время всех больших постов, в Пасхальную и сырную недели, в период от Рождества до Богоявления, по субботам, вторникам, четвергам, накануне двунадесятых и великих церковных праздников, накануне и в день Усекновения главы Иоанна Крестителя (29 августа и 11 сентября), а также Воздвижения Креста Господня (14 и 27 сентября). Исключения могут быть сделаны только по решению действующего архиерея.
  • Духовным лицам.
  • Несовершеннолетним, а также тем, чей возраст вышел за пределы брачного порога (60 лет для женщин, 70 для мужчин).
  • Тем, чей брак не был благословлен родителями (если они православные).
  • Молодоженам с разной верой.
  • Тем, кто стал виновником расторжения прошлого брака (например, изменщикам).

о подготовке к венчанию

Подготовка к таинству венчания – сочетание молодых церковным браком. К подготовке необходимо относиться серьезно, вдумчиво, понимая глубокий смысл таинства. Цель подготовки к таинству венчания в православной церкви – это духовное очищение молодых, осмысление священной задачи брака.

Это обязательно причастие, исповедь, пост, молитвы, которые помогут правильно осуществить переход молодых на другой жизненный этап, придать единству людей священный, а не греховный характер.

Подробнее узнать, как правильно подготовиться к таинству венчания, вы можете, посмотрев видео:

Источник: https://svadbavo.ru/journal/posle-svadby/venchanie/tainstvo-venchaniya-v-pravoslavnoi-tserkvi

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.